Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
МЛСП 353 МКС «АРКТИКА» —многоцелевая космическая система, ре шающая задачи гидрометеорологии, связи, вещания, навигации, мониторинга природной среды, безопасности жизнедеятель ности и природопользования. Разработана в подпрограмме «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой оке ан». Состоит из трёх подсистем: «Арктика М» —предназначена для гидрометеорологического и климатического мониторинга; «Арктика Р» —для радиолокационного мониторинга ледовой обстановки; «Арктика МС» —для спутниковой связи, вещания и навигации; её коммерческий сегмент «Арктика МС-1» разраба тывает АО «Газпром космические системы»; «Арктика МС-2» — гос. сегмент. В планах МКС предусматривается создание единого информационного пространства Арктической зоны России. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ МОРСКИЕ - ок. 128 видов животных, со ставляющих менее 3% от всех млекопитающих. Делятся на 3 отряда, широко представленные в арктических морях: 1) ки тообразные (подотряды: усатые и зубатые киты); 2) хищные (семейства: настоящие, ушастые тюлени, моржи; куньи —калан и морская выдра; белый медведь —см., к-рый лишь наполовину морской, хотя и совершает длинные заплывы); 3) сирены (се мейства: ламантины и дюгони) [179, 363, 496]. МЛСП «ПРИРАЗЛОМНАЯ» —морская ледостойкая стационарная платформа компании «ГАЗПРОМ НЕФТЬ ШЕЛЬФ» (см.) с проектным уровнем добычи 5,5 млн т. Платформа с внутренними скважинами установлена на морском дне (глубина 20 м) и удерживается своей массой в 500 тыс. т и защитной бермой (площадка между отко сами уступа) из камня и щебня. Основание платформы (кессон) рассчитано на противостояние штормам и подвижкам дрейфующих льдов (см.). Для исключения взрывов система хранения нефти предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резерву арах. Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудо вана аварийной системой; на берегу в р-не Варандея размещено оборудование для ликвидации разливов нефти. Аварийную вахту несут специализированные ледокольные суда. Для круглогодич ного вывоза продукции предназначены нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса с двойным корпусом и дедвейтом 70 тыс. т —«Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» (см.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz