Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

КАРБАСНИКОВА 28 ----------------------- 1,2 м. Команда —до 10 гребцов, каждый работал одним веслом. При попутном ветре использовался прямой парус. Поморский карбас имел палубу, внутреннюю и внешнюю обшивки, 2 мачты и бушприт без кливера. На передней мачте поднимали носовой парус (прямой рейковый). Вторая мачта устанавливалась поч­ ти посередине судна (чуть ближе к корме) и также вооружа­ лась прямым рейковым парусом. Судно снабжалось 2 помпами и якорем-/сошкой весом до 8 пудов. Подводная часть поморского карбаса (как внутренняя, так и внешняя) смолилась, надводная часть и мачты красились в красный цвет, верх бортов —в чёрный или зелёный. Основу конструкции составляла широкая днищевая доска (долблёная основа) с нек-рым подъёмом к штевням (бру­ сья в основе кормы или носа). Обшивка корпуса выполнялась из 3 рядов цельных досок. По месту строительства карбасы разделялись на холмо­ горские (двинские), долгощельские, койдинские, мезенские, пустозерские и пр. Холмогорские (см.) карбасы были самыми крупными. Мезенский карбас шили без киля, что объяснялось заилением местных берегов (это мешало вытягивать карбас на сушу). На р. Ваге строили карбасы на гнутых вересковых или лиственничных шпангоутах с обшивкой внакрой из сосновых или еловых 12-миллиметровых досок, сшиваемых медными заклеп­ ками. Киль выгибался из доски такой же ширины, как и доски обшивки, но толще в 2-3 раза. Карбас имел одну пару вёсел. По назначению все карбасы подразделялись на про ­ мысловые, разъездные, почтовые, грузовые, таможенные, лоцманские и т. д. На извозных карбасах с командой из 5 чел. перевозили в Соловецкий монастырь (см.) до 45 богомольцев. КАРБАСНИКОВА —бухта на западном берегу зал. Чаева, а так­ же ледник к юго-западу от зал. Иностранцева (см.), на западном побережье арх. Новая Земля. Названы в 1933 зимовщиками полярной станции «Русская Гэвань» (см.) в честь их товарища — климатолога, доцента Ленингр. ун-та Михаила Николаевича Карбасникова (1888-1942). КАРБОНАТНАЯ СИСТЕМА ВОД АРКТИЧЕСКИХ МОРЕЙ. Ос­ новным фактором, контролирующим карбонатную систему шель­ фовых вод в весенне-летний период, является значительный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz