Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
лодьи 265 их новгородских пред ков вместе с певучими интонациями и нео бычайной точностью и лаконизмом речи). Обладая яйцевидной формой корпуса (та кое судно не могло быть затёрто льдами и выжималось вверх б о к о вы м на по р ом атакующих льдин), по морский коч дрейфовал до тех пор, пока его не выносило на открытую воду. Коч можно было перетаскивать волоком (см.) по льду, наматывая на шпиль (специальный ворот) канат, зацепленный за прочный ледовый уступ или закреплённый якорем в вырубленной лунке. Подобным же образом, волоком, по подкладываемым поочерёдно под днище лодьи сосно вым брёвнам, преодолевались осушные участки пути. Кон струкция коча имела ряд нововведений, к-рые позже заруб, мастера применили, в частности, при постройке ледоколов. Для прибрежного промысла (на расстоянии до 10-20 вёрст от берега —в «голомях», откуда начиналось открытое море) поморы использовали 2 типа судов: рассчитанную на 4 чел. (кормщик, тягельщик, вёсельщик и наживочник) шняку («ис конно русскую посудину», выгнутый, расписанный нос к-рой напоминает профиль старинных ковшей), оснащённую прямым парусом и огромными вёслами, и йолу (ёлу) норвежской кон струкции, нос и корма к-рой прямые и вытянутые вверх, борта выгнуты почти до самой воды, парусное вооружение более совершенное —косое (самые консервативные поморы не признавали его и считали вредным). Йола (см.) легка на ходу, но при этом на волне легко заливается водой и опрокидывается, шняка (см.) тяжела, но устойчива, а потому была предпочти тельней для старослужащих архангельских промышленников. Для прибрежного лова использовались также листер-боты (от норв. м. Листер) длиной 10-15 м, шириной 3,5-4,5 м и кар басы (см.; были несколько меньше листер-ботов: длина до 12, ширина —2-3 м), к днищу к-рых по обе стороны киля крепились
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz