Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

ЛЕДОКОЛЬНЫЙ полюс на атомном ледоколе-гиганте «Ямал» (см.). Обслужи­ ванием туристов также занимаются НИС, в т. ч. «Академик Иоффе». ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ I —ледовые суда с паровыми дви­ гателями —достижение кон. XIX и 1-й пол. XX в. Ещё в 1836 в Петербурге появилось Общество для заведения двойных паромных пароходов с ледокольнопильным механизмом и без оного. Изобретателем этих пароходов был известный инженер, конструктор первой в мире цельнометаллической ПЛ (1834), снабженной первыми в мире 4-дюймовыми зажигательными ракетами подводного пуска, генерал-адъютант Карл Андрее­ вич Шильдер (1785-1854). В 1864 кронштадтский судовладелец Михаил Осипович Бритнев (1822-89) создал первый в мире пароход ледокольного типа «Пайлот», а потом по этому же проекту были построены «Луна», «Заря», «Бой», «Буй» и первый нем. л/к «Айсбрехер I». В 1897 вступил в строй л/к «Надёжный» водоизмещением 1тыс. 525 т с главными двигателями мощно­ стью 2,5 тыс. л. с., изготовленными дат. фирмой «Бурмейстер и Вайн». В этом же году в Ньюкасле (Англия) был заложен л/к «Ермак» (см.), вступивший в строй в 1898 и модернизирован­ ный в 1899. Инициатором его постройки был С. О. Макаров (см.), к-рый консультировался у известного судостроителя — генерал-лейтенанта Василия Ивановича Афанасьева (1843- 1913). К 1917 Северная ледокольная экспедиция насчитывала 25 л/к. Созданный впоследствии сов. ледокольный флот до самого начала 2-й мир. войны и во время неё выполнял важ­ нейшие операции по проводке военных и гражданских судов от Баренцева до Берингова моря по трассе СМП (см.) [46]. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ II —суда с дизельными двигателями с переходом на атомные (2-я пол. XX в.). Массовое строитель­ ство в 1950-60-е гг. ДЭЛов ознаменовало переход ко второму этапу развития, и к нач. 1970-х гг. линейный ледокольный флот стал полностью дизель-электрическим. В кон. 1953 ЦКБ-15 приступило к проектированию ледокола с ядерной энерге­ тической установкой. Его главным конструктором был Васи­ лий Иванович Неганов (1899-1978). В 1959 построенный на ленингр. Адмиралтейском заводе АЛ «Ленин» (см.) вышел на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz