Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

ЛЕДОВАЯ циркуляции водных и ледовых масс (см.) считается доказанным, однако их количественной оценки в целях долгосрочного прогнозирования пока нет и все предложенные гипотезы попали в разряд сомнительных. ЛЕДНИКОВЫЙ ЩИТ АРКТИКИ. Самые древние кайнозойские оледенения (см.) Северного полушария были на Аляске (около 10 млн лет назад), возраст ледового покрова Гренландии — 3,5 млн лет, а в С/10 современные арктические льды появились всего ок. 700 тыс. лет назад. ЛЕДОВАЯ АВИАРАЗВЕДКА. Первая ледовая авиаразведка проведена в 1914 в Баренцевом море однокашником и другом великого рус. авиатора, героя 1-й мир. войны Петра Нико­ лаевича Нестерова (1887-1914) —Я. И. Нагурским (см.), вто­ рая —в 1924 сов. лётчиком Б. Г. Чухновским (см.). Поручику Нагурскому, единственному из трёх пилотов (один из них — подполковник Александров разбил свой «Фарман» при первом же взлёте, второй даже не стал распаковывать для сборки самолёт, увидев арктические «аэродромы»), собиравшихся искать пропавшие экспедиции Г. Л. Брусилова, В. А. Русанова и Г. Я. Седова (см.), удалось поднять самолет над ЗФИ. Это был гидроплан «Фарман» с мотором марки «Рено» мощно­ стью 70 л. с. и скоростью не более 100 км/ч. Чухновский, восхищавшийся полётами своего предшественника, летал на Ю-20, снабжённом поплавками. Он совершил 9 полётов для разведки льдов и аэрофотосъёмок в р-не Новой Земли. С тех пор уровень авиационной техники, приборная база и техноло­ гии воздушных съёмок неизмеримо выросли. С кон. 1930-х гг. в состав экипажей самолётов ледовой авиаразведки вошли специалисты, окончившие курсы подготовки в Арктическом ин-те (Ю. М. Барташевич, Н. Т.Субботин, К. Н. Михайлов, В. И. Ре- шеткин, В. Н. Щербинин). Их рекомендации принимались руко­ водством штабов морских операций, ледоколов и др. судов безоговорочно. Их знали в лицо все, кто в той или иной степе­ ни был связан с ледовой информацией. С 1951 экипажи всех без исключения самолётов ледовой разведки стали включать бортнаблюдателей; в ледовую разведку пришли инженеры- океанологи, окончившие вузы Ленинграда: В. И. Шильников,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz