Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

КУЛЬТУРА «Это не мужик, а князь. Ни иго татарщины, ни иго крепост­ ничества, ни иго удельного чиновничества не исковеркало его души. Основные черты его характера: независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность, отсутствие болтливости, что с первого взгляда кажется замкнутостью; в нём нет и признаков лука­ вой хитрецы и подобострастия, свойственных в большей или меньшей степени крестьянину остальной Руси по отношению, напр., к чиновному люду: с последними он снисходительно деликатен» (см. УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНЫХ ПОМОРОВ) [50, 258, 490, 679]. КУЛЬТУРА: СИСТЕМНАЯ АДАПТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩ­ НОСТЕЙ. Большие по численности арктические и субаркти­ ческие народы (карелы, коми, русские и якуты) объединили 125 субэтносов, популяций, этнотерриториальных групп, общин, отличающихся от др. народов мира по многим антропологическим показателям. Они подразделяются на три основные группы, называемые малочисленными этническими общностями: 1) поморы (русские и карелы) и коми (см.) севера европ. части России; 2) коми Зауралья; 3) арктические группы якутов (см.). Духовное воплощение их локализаций представляют культурные ландшафты (см.), называемые самими северянами «своими землями». У коренных жителей севера России начисто отсутствовало право частной собственности на землю, промыс­ ловые угодья и все др. виды природных ресурсов. До сих пор они считают природу не чуждой средой, а правомерным членом своих социумов —своего рода блоков национальных культур, стратегий природопользования и максимальной утилизации объектов промысла: не брать у природы больше, чем нужно для выживания. Традиции коренного населения реализуют принципы экологически сбалансированного освоения природной среды. Только в кон. XX в. было установлено, что биологическое раз­ нообразие (см.) лучше всего сохраняется в границах культур­ ных ландшафтов коренных народов Севера. Такие ландшафты предложено включать в региональные системы ООПТ (особо охраняемых природных территорий). Три последних столетия нарушили целостное сосуществование коренных общностей массовой христианизацией, начавшейся в первой трети XVIII в.,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz