Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
КУЛЬТУРА Устное народное творчество, в частности песенный фоль клор беломорского населения Терского берега и Холмогор (см. ФОЛЬКЛОР БЕЛОМОРЬЯ), шедевры северной архитектуры (напр., сожжённый англичанами собор в Коле и сохранив шаяся церковь в Варзуге —см.), самобытное декоративно прикладное искусство —всё это и есть арктическая культура. Арктика стала родиной мезенской росписи —древнего худо жественного промысла Севера (см. МЕЗЕНЬ), а Холмогоры — центром уникальной резьбы по мамонтовой и моржовой кости. В Поморье были построены не имеющие аналога в мировой архитектуре шатровые храмы, достигавшие значительной высоты (см. КОЛА. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ). Эти храмы не принадлежали византийской традиции, и высшая церковная иерархия смотрела на них с неодобрением. Но бесценные вековые шатровые постройки «деревяна верх» стали излю бленной формой этнической архитектуры. В отличие от великороссов поморы не огораживали дома заборами, т. к. воровства в Поморье никогда не было (хотя тяж кие преступления, связанные с убийством, имели место —см. ГВОЗДАРЁВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ). Уход в мир иной тоже обстав лялся по-своему. По достижении 30-летнего возраста каждый помор делал себе гроб, к-рый хранил обычно на повети или чердаке. После смерти и отпевания умершего выносили из дома через поветь, но ни в коем случае не через входную дверь. По пути на кладбище обязательно нужно было пере нести гроб через ручей или речку. На поминки родственники приносили к окошку в гробнице еду, окуривали могилы дымом («грели» покойников), били глиняную посуду и выполняли др. языческие действия. Крестов на могилы поморы не стави ли. Большой резной крест «всех усопших» с религиозными надписями располагали посреди кладбища или у его входа (см. ПОМОРСКИЕ ОБЫЧАИ). Считая себя истинно православ ными, поморы не слишком утруждали себя посещением хра ма: по их представлениям служба в церкви была мирской. Эти обычаи сыграли определённую роль в возникновении и развитии на Севере старообрядческого движения (см. ДПЦ). Этнограф Владимир Насоновский в «Известиях Архан гельского общества изучения Русского Севера» (1910) так описывает психологию типичного жителя севера России:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz