Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

КуЛЬТурА 183 субъектов модернизации. Циркумполярная зона, где обитают более 20 коренных народов (см. ЦИРКУМПОЛЯРНЫЕ ЦИВИ­ ЛИЗАЦИИ), в значительной степени подчиняется юрисдик­ ции РФ (см. ЮРИСДИКЦИЯ МОРСКОЙ АРКТИКИ). В феврале 2009 Правительство РФ утвердило «Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». Подверженные коэволюции при­ роды и общества народы представляют собой исторически меняющуюся систему, состоящую из подсистем экономики, социальной структуры и соответствующих ей институтов. КУЛЬТУРА СЕВЕРА. Представляющая различные направ­ ления искусства (литература, музыка, живопись, ремёсла) интеллектуальная деятельность коренных жителей Аркти­ ки (см. ЭТНОСЫ) отличается лаконичностью, своеобразием форм, ограниченностью тематики, связанной, как правило, с выживанием в исключительно суровых условиях, особыми видами обычаев, суеверий, эстетики и религии. Самодийские народы (в Сев. Евразии —ненцы, энцы, селькупы, нганасаны) верили, что жертвоприношения и др. обряды помогут задобрить духов, принесут удачу в охоте. Они находились в полной зависи­ мости от природы и обожествляли её. Свои танцы самодийцы посвящали богам стихий. Так, ненцы (см.) плясали в чумах для духа грома Хэ, посылая ему просьбы о спасении. В культуре чу­ котских китобоев (см. ЧУКЧИ) существовало правило: не спасать тонущего напарника, поскольку вода —территория морского дьявола Кели, с к-рым лучше не ссориться. Божество охоты саамов (см.) и их прародитель —олень-человек Мяндаш стал центром обрядовой культуры этого народа. Праздники коренных жителей Севера привязаны ко вре­ менам года, охоте. Отмечаются дни животных: медведя, кита, моржа. На о. Вайгач (см.) обнаружены идолы, не уступающие образцам с о. Пасхи. Установлено, что народы Югры (см.) и са- моядь приносили своим покровителям жертвы. Китовая аллея на Чукотке (см.) также служила местом жертвоприношений и исполнения обряда инициаций. Сказки народов Крайнего Севера представляют собой са­ мобытные варианты рус. сказок, в них сосредоточен большой воспитательный потенциал (см. ЭТИКА ПОМОРСКОЙ СЕМЬИ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz