Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

182 КУЛЬТУРА феноменологическом плане» (Замятин Д. Н. Культура и про­ странство. Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006), появился термин «геоспациапизм», понимае­ мый как специфический переход к инновационным ф о р ­ мам воспроизводства основных видов человеческой дея­ тельности. Под геоспациализмом в самом широком смысле понимается «дискурсивное поле как пространственности, так и со-пространственности». По отношению к традици­ ям коренного населения Арктики для сосуществования культуры меньшинства и большинства необходима разра­ ботка мер гос. протекционизма жизнедеятельности корен­ ных этносов (см.), плюрализма культурных сообществ, меж- культурного и транскультурного взаимодействия. В общих словах обоснованная необходимость адаптации полити­ ки модернизации —совершенствования «опаздывающих» культур, вхождения их в мировое сообщество — вызвала неожиданный интерес к сакральным народным знаниям, воз­ ведённым в ранг своеобразного этнического ренессанса — повышения значимости этнической идентичности, интере­ са людей к своим этническим корням, традициям, культуре, истории. Самодержавные и социалистические переходы от семьи народов к тюрьме народов, шараханье от национали­ зации к русификации не допускают даже на короткое вре­ мя состояния желанной бесконфликтности. Тем не менее современный мир испытывает потребность избавиться от напряжённости в отношениях социумов. Прошлый сов. ва­ риант техногенной цивилизации (см.) и социалистического строительства, столкнувшись с традиционным укладом жизни северных народов, породил серьёзные формы этнических кризисов. Стало очевидным: для стабильного и устойчивого развития общества приоритетны духовные, а не экономиче­ ские начала. В создании этноидеологии возможны два пути: первый —жёсткое подчинение всеобщей гос. идее, второй путь допускает полную инициативу этнического мифотвор­ чества. И то и другое в чистом виде неприемлемо: первое отдаёт тоталитаризмом, второе —этническим сепаратизмом. Логика модернизационного преобразования заключается в оптимальном сочетании административного регулирования центра и свободной инициативы периферийных этнических

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz