Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 2: К - Р / Н. М. Адров. - Мурманск : МОРИНФО, 2023. - . 723 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
КОРАБЕЛЬНЫЕ КОРАБЕЛЬНЫЕ ВОЖИ, ГИДРОГРАФЫ, ФЛОТОВОДЦЫ. Первые сведения о знаменитых кормщиках, корабельных во- жах (лоцманах) Архангельского посада датируются 1622-24 (писцовые книги воеводы Мирона Андреевича Вельяминова- Зернова). Между тем первая лоцманская служба в устье Сев. Двины появилась ещё в 1555 (см. БИБЛИОГР.: Доценко 2003). Из архангельских летописей известно о конкуренции двух артелей вожей в 1671-74: архангельского Проньки Игумнова «с товарищи» и холмогорского Ермолки Ракитина тоже «с то варищи». А к 1690 первенство прочно захватывают архан гельские корабельные вожи Ивашка Олтуфьев да Коземка Котцов (см. БИБЛИОГР: Овсянников 1992). В кон. XVII в. Север был самой близкой к Европе частью России. Соломбала, морские ворота 'Архангельска (см.), стала для страны примером междунар. морского порта с собствен ной судостроительной верфью. Знающим людям этот исто рический р-н Архангельска напоминал голландский Амстер дам —морскую столицу Европы той эпохи. Из Архангельска ходили на Новую Землю добывать морского зверя, оставаясь на зиму в надёжных бревенчатых избушках, снабжённых за пасами продовольствия и соли. По свидетельству очевидцев, среди зимовщиков не было ни одного случая заболевания цингой — это показатель высокой профессиональной под готовки поморов-охотников, обладавших огромным опытом исследования и освоения Арктики. Такого профессионализма и особых, накопленных за века знаний, к сожалению, не всегда хватало нек-рым честолюбивым полярным исследователям более позднего времени. Их неподготовленность нередко приводила к тому, что экспедиции завершались трагедией и гибелью людей. Вопреки устоявшемуся мнению об отважных и рискованных походах поморов и викингов (см. ПОМОРЫ, ВИКИНГИ И ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ), скорее всего, их де визами были молчалинские «умеренность и аккуратность», а не мушкетерские «отвага и честь». Только когда каждый шаг был основательно продуман и тщательно выверен опытными людьми, промысловики или воины приступали к выполнению задуманных планов. Иного пути не могло быть, потому что лю бая, самая малая оплошность на море была гибельной —это знали все не понаслышке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz