Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 1: А - Й / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 623 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

62 ^ Прорваться через Карские Ворота англичане впервые смогли в 1580 на двух барках, «Джордж» (водоизмещение — 4 0 т) и «Вильям» (20 т), той же Моск. компании. Возглавили путешествие опытные брит, моряки Артур Пет и Чарльз Джекмен. В Карском море дорогу англичанам преградили плавучие льды, и судам пришлось повернуть назад. Это была последняя попытка Англии пройти Северо-Восточным путем (см.), после чего ей на смену приходит Голландия, только что освободившаяся от владыче­ ства Испании. XVI—XVII вв. — время расцвета голландского могущества на море. Этому немало способствовал промысел сельди. В нём участвовало до 12 тыс. судов, добывавших в отдельные годы свыше 1 млн бочек этой рыбы. В 1584 нидерл. купец Бальтазар Мушерон (см.), не уделив должного внимания неудачам англичан, задумал организовать новое, более продуманное плавание Северным путем. Собрав сведения о Ледовитом океане у своих агентов в Московии, он в 1593 изложил правительству план установления торговых сно­ шений с Дальним Востоком через северные моря. Спустя год голландские купеческие общества отправили четыре корабля для поиска этого пути. В обречённой на неудачу экспедиции участвовал Виллем Баренц (см.), именем к-рого назовут сначала открытую часть моря (к северу от линии Вардё —Маточкин Шар), а затем и всё его целиком. Сделает это через полтора столе­ тия, в 1853, немецкий учёный А. Петерман (см.), объединивший Мурманское и Печорское моря под одним названием —вопреки мнениям авторитетных географов, не желавших менять наиме­ нования, утверждённые королём картографов Г. Меркатором. До плаваний Баренца экспедиции, возглавляемые Гудзоном, Босманом, Ламартиньером, Фламингом, Сноббергером, Вудом, Флаусом, имеющие своей целью поиски Северо-Восточного прохода (см.), дали противоречивые описания ледовой обста­ новки —от полной непроходимости для судов до утверждений об открытой до самого полюса воде. Главным препятствием, к-рое следовало обойти, была Новая Земля (см.) [15, 64, 209, 536]. АНДРЕ —мыс на западе о. Гофмана (см.). Назван сов. кар ­ тографами в 1955 в честь швед, инженера С. А. Андре (см.), пытавшегося в 1897 на аэроста те «Орёл» добраться до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz