Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 1: А - Й / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 623 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ЗА 1000 ЛЕТ. Из глубины веков до нас дошли сведения о речных и волоко­ вых путях новгородцев (см. НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ. ВОЛОКИ), отправлявшихся поденным (ладейным) ходом к Беломорью промышлять морско го зверя, «мягкую рухлядь» и «рыбью кость». На Крайнем Севере Европы, в Финнмарке (Лапландия), как отмечал А. Э. Норденшельд (см.), норвежцы появились лишь в XIII столетии, в то время как рус. поморы заселили эти края в XXI вв. В XIII в. на холмогорских верфях из речных лодей (ладей) ими был создан шедевр судостроения —поморский коч (см.), способный успешно дрейфовать среди непроходимых плавучих арктических льдов. В свободных ото льда водах СЛО уже ходили драккары («драконы» —парусно-вёсельные суда, нос к-рых украшала голова змеи) викингов — доколумбовых первооткрывателей Нового Света. Выдающиеся плавания поморов и викингов (см. ПОМОРЫ, ВИКИНГИ И ИХ ПРЕДШЕ­ СТВЕННИКИ) стали примером для моряков Западной Европы, когда те начали искать северный путь для торговли с Индией и Китаем. В XVI в. могущественные европ. державы отправили в ар­ ктические воды несколько экспедиций, ни одной из к-рых не удалось пробиться сквозь льды. Многие экипажи и вовсе пропали бесследно. Ещё в 1525 Павел Иовий (1483-1552), изучавший Моск. гос- во, сообщал о том, что в Китай можно добраться на судах, следуя правым берегом Двины. Однако, как установили позд­ нее, итал. учёный никогда в Московии не был и все сведения о плаваниях в студеных морях получил от Дмитрия Гераси­ мова (см.) —рус. посла в Риме. Идею Герасимова подхватил Себастьян Кабот (см.), в 1548 ставший президентом Общества купцов-предпринимателей, искателей стран, земель, остро ­ вов, гос-в и владений неизвестных и доселе не посещаемых морским путём (на его основе была создана Моск. компания). В XVI в. богатеющие на междунар. торговле, не брезгавшие до­ ходным пиратским промыслом морские державы отправили на поиски северного пути ряд экспедиций, и все безрезультатно. В нач. мая 1553 корабли М орско го торгово го общества «Добрая надежда», «Благое упование» и «Эдуард Удалец», к-рыми командовали капитан -генерал сухопутных войск

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz