Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 1: А - Й / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 623 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

ИНТЕРЕС 6 0 2 ----------------- К 1917 в западном секторе Арктики работали гидрометео­ рологические станции в становище Малые Кармакулы, на о. Моржовец, на мысах Св. Нос и Канин Нос, в прол. Югорский Шар, на о. Вайгач, недалеко от мыса Маре-Сале (на западном побережье п-ова Ямал) и на о. Диксон (см.). 1-я мир. и Граж­ данская войны помешали запланированным исследованиям. В 1918 в Архангельске состоялось совещание Отдела путей сообщения Временного правительства Северной области по вопросу об СМП. Архангельский губернский продовольственный комитет поручил капитану Николаю Константиновичу Мукалову, бывшему ссыльному (входил в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»), организовать экспедицию в устье Енисея за хлебом. В ней должны были участвовать л/п «Дежнёв», «Руса­ нов», «Сибиряков», «Седов» и «Соловей Будимирович». Но из-за антибольшевистского переворота экспедиция не состоялась. Было принято решение о создании двух гидрографических экспедиций —в Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский р-ны СЛО. Руководитель Карской экспедиции Б. А. Вилькицкий (см.) не преминул установить связь с сибирскими контррево­ люционными группами и посольством Великобритании, рассма­ тривая возможность передачи «Таймыра» и «Вайгача» в руки представителей Белого движения. Налаживая связь с Союзом сибиряков-областников, Вилькицкий написал письмо главе движения Иннокентию Александровичу Молодых (1866-1921). В этом послании он предвосхитил будущие приёмы освоения важнейшего участка СМП (реализованы лишь к сер. 1930-х гг.). Кроме оборудования береговых наблюдательных станций Виль­ кицкий предлагал использовать авиацию для ведения наблю­ дений за ледяным покровом. Одним из пунктов его программы было строительство станции гидроаэропланов в прол. Югорский Шар и на Диксоне. Он также предлагал оборудовать на Диксоне станцию для воздушного корабля типа «Илья Муромец», после чего организовать такую же станцию в прол. Маточкин Шар. Кроме авиационных и гидрографических работ требовался сбор информации по всем отраслям естественно-исторических наук. Несмотря на опасения Вилькицкого, вынужденного за­ нимать двойственную позицию, большевистское руководство, также вынужденное идти на компромиссы, оказало поддержку не только ему, но и его помощнику П. А. Новопашенному (см.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz