Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 1: А - Й / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 623 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

_EPMAK 521 поднимались до верхней палубы, разделяя судно на 9 отсеков. Передний, ёмкостью 290 т, служил для изменения диффе ­ рента и спуска избыточной тёплой воды за борт. Мачта была выполнена из стали, имела один диаметр от верха до низа и была приспособлена к подъёму марса, к-рый надет на мачту и мог свободно передвигаться по ней. Вторгаясь в Арктику под знаменитым лозунгом адмирала Макарова (см. МАКАРОВ СТЕПАН ОСИПОВИЧ) «К Северному полюсу напролом!», ледокольный корабль уже в августе 1899 достиг рекордной для того времени 81°21' с. ш. в р-не Шпиц­ бергена. Но пробить тяжёлые льды в северном направлении не удалось. Вслед за этим походом была ещё одна неудачная попытка проторить дорогу к полюсу не через северо-запад, а через северо-восток Баренцева моря. В 1-ю мир. войну «Ермак» вошёл в состав ВМФ. После 1917 использовался на Балтике, с 1934 он сменил л /к « Красин» (см.), обеспечивая Карские, Колымские и Ленские экспедиции. Установил рекорд свободного плавания во льдах. Участвовал в снятии со льдины экипажа «СП-1» (см.). Обеспечивал выход из тяжёлых льдов л/п «Садко» и « Малыгин » (см.). В годы Ве­ ликой Отечественной обслуживал навигацию кораблей БФ. В 1953-63 —в составе ММП (см.) работал в Арктике. В 1963 выведен из эксплуатации и в 1964 отправлен на слом (хлопоты И.Д.Папанина о сохранении легендарного ледокола не нашли поддержки у Предсовмина СССР, генерального секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва). Среди капитанов «Ермака» с 1928 числятся П. А. Понома­ рев, М. Я. Сорокин, В. И. Воронин, Д. Н. Чухчин, Ю. К. Хлебников, К. К. Бызов, Г. В. Драницын (см.). Первыми капитанами были ученик и соратник С. О. Макарова М. П. Васильев (см.), Н. Н. Ко- ломейцов, Р. К. Фельдман, В. Д. Селенинов (см.). В 1949 «Ермак» награждён орд. Ленина. В 1965 якорь спи­ санного ледокола установлен как исторический памятник у здания Мурманского краеведческого музея (см.). Кусок борта судна по традиции арктических ледокольщиков вре­ зан в корпус следующего «Ермака» —линейного ледокола, построенного в Финляндии в 1974. Водоизмещение нового «Ермака» 20 тыс. т, длина 135 м, мощность 36 тыс. л. с., с ко ­ рость хода на чистой воде 20 уз (37 км/ч). Он оборудован

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz