Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 1: А - Й / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 623 с. : ил., портр. - (Морская информатика).
ГРУМАНТ 448 ------------- закрыта льдом и спрямляла маршрут поморов. На обратном пути этот район приходилось обходить: пока они добирались от Шпицбергена до о. Медвежьего, кромка льда на юго-востоке успевала значительно отойти к северу, и, следуя вдоль неё, мо ряки шли окольным путём. Позже был освоен более короткий маршрут по линии о. Медвежий — м. Нордкап (см.), но этот путь был опаснее, т. к. на суда могли напасть норвежцы -мурманы, а главное —в западной, незамерзающей части Баренцева моря поморский кормщик лишался самого надёжного ориентира, к-рым служила ему кромка плавучих льдов. Подобно причуд ливой тундровой тропе, протоптанной оленями, прикромочная путеводная кайма была самым рациональным путём, в отличие от прямолинейного курса непроторённых дорог. К тому же лёд решал проблему пресной воды. К чести рус. поморов следует сказать, что даже вездесущие морские волки Западной Евро пы не знали этого пути вплоть до XVI в. Напр., известно, что в 1576 король Дании Фредерик II хотел пригласить к себе на службу Никитина (Павла Никитича), кормщика-груманлана из Колы (см.), и сулил ему большую награду за то, чтобы он помог датской эскадре добраться до Груманта. В кон. XVIII в. на Груманте находилось ок. 270 поморских судов с командами, составлявшими свыше 2 тыс. промышлен ников. В кон. 1850-х рус. промыслы на архипелаге постепенно приходят в запустение. Сильный удар по ним нанесли англичане, к-рые летом 1854 сожгли Колу, один из важнейших поморских центров того времени. Европ. претенденты на Грумант —Англия и Голландия заключили сепаратное соглашение о разделе сфер влияния на Шпицбергене. Британцы присвоили себе западные заливы, уступив голландцам один из о-вов. Были подобные притязания и у Германии, Дании и Франции, но больше всех старались норвежцы, к-рые, как утверждает В. Ф. Старков (см.), появились на Груманте лишь в кон. XVIII в.: «...в 1793 г. из Тромсё вышло на Шпицберген первое норв. промысловое судно, да и то наполовину с рус. экипажем, и добралось оно только до о. Медвежий» (см. БИБЛИОГР.: Старков 2003) [15, 779]. ГРУМАНТ — поморское название современного арх. Шпиц берген (см.). Полагают, что оно связано с видоизменёнными наименованиями таинственной земли — Грунланд, Грундан,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz