Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 1: А - Й / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 623 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ для поморских судоводителей не менее существенные, чем ледовые препятствия на севере и востоке Баренцева моря. Григорий Истома (см.) оставил рассказ о том, как проходило его странствие в западные земли —туда, где на морских бе­ регах был выстроен замок Вардёхус, «сторожевой дом» нор­ вежцев. Выйдя из устья Сев. Двины и двигаясь сначала вдоль Зимнего берега (восточный берег Белого моря у поморов назывался Зимним, а западный — Летним), а затем противо­ положного Летнего, борясь с противными ветрами и течени­ ями, парусно-вёсельные суда направились к м. Св. Нос (см.). Истома описывает этот мыс как огромную скалу, под к-рой находится пещера, окружённая водоворотами, затягивающи­ ми корабли в свое гипнотическое жерло. На самом деле там злодействовал сулой (см.), рождённый столкновением при­ брежных морских струй, направленных навстречу друг другу. Чтобы пройти опасное место, согласно народным поверьям, надо было умилостивить морских стражей, поэтому членам экипажа приходилось жертвовать часть продовольственного запаса. Следующим после Св. Носа опасным участком были Семь о-вов, за к-рыми путешественников ожидало ещё одно препятствие —м. Мотка, современный п-ов Рыбачий (см.). Его можно было обойти лишь за 8 дней. Чтобы не терять времени, дружинники перетаскивали суда волоком (см.) через узкий, в полмили шириной перешеек, соединяющий Рыбачий с мате­ риком (в описаниях др. средневековых мореплавателей п-ов Рыбачий фигурирует как остров). Глубина пролива между материком и п-овом составляла ок. 2 м, поэтому мелкосидя­ щие поморские суда свободно преодолевали водный канал. Находки археологов и исторические документы свиде­ тельствуют: наши далекие предки обладали достаточными для дальних морских походов знаниями. О высоком уровне судовождения поморов (см. МАЯКИ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ) го ­ ворят передаваемые по наследству берестяные лоции (см.), самодельные мореходные инструменты, свод астрономиче­ ских и морских названий, гурии — пирамиды, выстроенные из камней на вершинах сопок, и навигационные знаки в виде высоких, изготовленных из плавника (вынесенных приливами брёвен) деревянных крестов с меридиональной ориентаци­ ей поперечин. Подтверждает арктический опыт и словарь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz