Адров, Н. М. От моря Баренца до моря Беринга : энциклопедия арктических морей России. В 3 т. Т. 1: А - Й / Н. М. Адров. – Мурманск : МОРИНФО, 2023. - 623 с. : ил., портр. - (Морская информатика).

АРХАНГЕЛЬСКИЙ кузница»)и машиностроения (Соломбальский машинострои­ тельный завод), терминалы перевалки нефти и угля. Поморский гос. ун-т (см. САФУ) первым в стране присоединился к Болон­ скому процессу и стал налаживать научно-образовательные контакты со странами Скандинавии. Северный гос. медицин­ ский ун-т ведёт исследования в рамках экстремальной и по­ лярной медицины (см. МЕДИЦИНА АРКТИЧЕСКАЯ). Сегодня Архангельск —«Город воинской славы», удостоенный этого звания «за мужество, стойкость и массовый героизм, прояв­ ленные защитниками города в борьбе за свободу и незави­ симость Отечества» [15, 436, 437, 671]. АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТОРГ —изначально ярмарочный обмен продуктами промысла внутри страны, к-рый со временем перерос в междунар. торговлю с европейскими странами. В центральные области России поступали сельдь, палтус, треска и тресковая печень макса, сёмга, ворвань, гагачий пух, кожи для подошв и вожжей, моржовая и мамонтова кость и изделия из неё, пушные товары, беломорская соль, поташ и пр. На Север везли хлеб, мясо, крупу, масло, ремесленные изделия. На осенние ярмарки съезжались не только поморы, но и московские, ярославские, новгородские и даже казан­ ские и астраханские купцы. Со временем большое значение приобрёл вывоз корабельного леса, гл. обр. в Британию. Ан­ гличане и голландцы скупали на архангельском рынке рыбу и ворвань. Рус. пушнину увозили купцы из Средней Азии, Тур­ ции и Персии. С XVII в. после слияния земель и княжеств в одно целое выросли свободные товарные обращения —особен­ но эффективные из-за отсутствия в Поморье крепостного права. В отличие от XVI в., когда внешняя морская торговля страны не к -рое время осуществлялась через балтийские порты, в XVII в. единственным морским портом по вывозу рус. и ввозу иностр. товаров стал Архангельск (см.). Его товаро­ оборот только за 1650-55 составил ок. 1 млн пудов хлеба, на 98 тыс. руб. мехов, на 371 тыс. руб. кожи, на 126 тыс. руб. сала, ок. 5 00 тыс. аршин сукна, холста и полотна, много лососёвой икры, воска и пр. Транспортные связи между отдельными р-на­ ми входили в транспортную систему Рус. централизованного гос-ва. На их возросшую роль в хозяйственной жизни страны

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz