Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 3. (Первая половина ХХ века) / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 2001. – 79 с. : ил.

съемки был сам Н.М. Книпович, находящийся уже в преклонном возрасте «пароходом и человеком», как бы выразился великий советский поэт Вла­ димир Маяковский. В 1932-1938 гг. изданы первые атласы, промысловые лоции и другие морские пособия. В 1938 году ПИНТО впервые начал использовать ульт­ развуковые эхолоты для изучения морфологии морского дна, что позво­ лило в дальнейшем перейти на новое качество работ и выпустить крупно­ масштабные навигационно-промысловые карты, составить подробную батиметрическую схему дна. Обобщения материалов эхолотной съемки для изготовления лоций и карт начали проводиться в начале 50-х годов. Но еще в 1932 году была издана первая промысловая карта грунтов 13 рай­ онов Баренцева моря. Рождение тралового флота. Росту интенсивности исследований в Баренцевом море в основном способствовало развитие рыболовства, более всего - тралового промысла. Он начался в 1910 г. с закупки предпринима­ телем К.Ю. Спаде 4-х траулеров грузоподъемностью по 80 т. Национали­ зированный рыбный флот в 1920 г. состоял из 12 судов, базировался он в Архангельске и промышлял только в безледный период года. Начало круг­ логодичного промысла в Баренцевом море датируется 1924 г., когда пер­ вые 6 траулеров были переведены из Архангельска в г. Александровск (ныне - Полярный) с базированием в Мурманске. В 1926 году на зимний траловый промысел вышли все 12 судов, а у м. Варничный в г. Мурманске забиты первые сваи причалов рыбного порта. В начале этого же года все траулеры были оснащены радиостанциями. В 1932 г. район тралового лова рыбы простирался от о. Медвежий на западе моря до Новой Земли - на востоке. В это время флот располагал 46 судами, а к 1938 г. - 70 траулера­ ми, и обеспечивал рыбной продукцией не только Мурманскую и Архан­ гельскую, но и центральные области России. Параллельно развивался прибрежный промысел с карбасов и ел, на смену которым пришли самоходные палубные суда - боты, которых к 1938 г. насчитывалось 127. Малый флот стал осваивать дрифтерный лов сельди [14] в открытых районах моря. По данным известного краеведа Кольской земли и исследователя ярусного и удебного морского лова В.К. Алымова, в 1925 г. на Мурмане промышляли 403 елы, 394 карбаса, 118 шняк, 106 парусных и 35 моторных ботов. Большинство судов базировалось на становищах Восточного Мур- мана. Дальность выхода в море в среднем равнялась 6 км, средняя продол­ жительность плавания - около одних суток, а средний вылов рыбы состав­ лял около полутонны. Вспоминая о первых рейсах тралового флота, капитан Ф.М. Михов писал: «Техника лова была несложна. Трал выбирали на палубу руками, то есть вся вахта во главе с капитаном или штурманом становилась вдоль 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz