Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 3. (Первая половина ХХ века) / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 2001. – 79 с. : ил.

ми, монографии «Морские воды и льды» Н.Н. Зубова и «Гидрология морей и солоноватых вод» Н.М. Книповича. В предвоенное время была создана стратегическая ледовая разведка в морях Арктики, образовано Мурманское морское пароходство для регу­ лярных плаваний из Мурманска на Печору, в Дудинку, Игарку, на Шпиц­ берген (в далеком будущем пароходство стало владельцем мощных атом­ ных ледоколов «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр» и «Вайгач»), Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. проведены чрезвычайные мероприятия по эвакуации ПИНРО в Архангельск (1941-1944 гг.), а Мурманской биологической станции - сначала в Уд­ муртскую АССР (сентябрь 1941 г.), на берега Камы, а затем - осенью 1942 года - в Таджикистан. В 1945 году биостанция была реэвакурована, и в 1946 г. научный персонал вернулся на берега Баренцева моря. В годы войны Мурманск подвергся ожесточенным атакам герман­ ских войск. Противник приблизился на расстояние 80 км от города. Мас­ сированные налеты бомбардировщиков превратили мурманские улицы в руины. Морские акватории стали ареной смертельного противоборства в борьбе за главные транспортные артерии войны. На подступах к Мурман­ ску был создан противопехотный заслон, который так и не смогли про­ рвать немецкие егеря. Военное время стало роковым для многих кораблей рыбопромысло­ вого флота. С начала войны Северному Военно-Морскому Флоту было пе­ редано 49 гражданских судов, 30 из которых не вернулись в родной порт. На нужды морских исследований в еще не закончившееся военное время было выделено 2 деревянных бота «Кашалот» и «Рында» (1944), ко­ торые ПИНРО получил после войны в свое распоряжение для исследова­ ния запасов сельди. В 1944 году, когда Мурманск был еще прифронтовым городом, Полярный институт вернулся на прежнее место и возобновил ис­ следования Баренцева моря. Уже через год после окончания войны объем научно-исследовательских работ не уступал довоенному. Расширились географические пределы экспедиций в связи с промыслом сельди Норвеж­ ского моря и донных рыб Северо-Западной Атлантики. Возникают новые лаборатории для разработки технологий рыбной продукции, а в 1960 году, когда окончательно определился объем работ института, на основе вырос­ шего числа береговых подразделений ПИНРО, включивших в свой состав сотрудников технических специальностей, были созданы два крупных от­ деления: научно-исследовательское и проектно-конструкторское. Несмотря на трудности послевоенного времени, научно-исследова­ тельский флот стал пополняться судами. В 1946 году Полярному институ­ ту был передан паровой траулер «Саратов». В 1949 году один из тральщи­ ков был переоборудован в исследовательское судно и получил название «Персей-2». Наследник деревянного «Персея», на борту которого распола- 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz