Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 3. (Первая половина ХХ века) / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 2001. – 79 с. : ил.
биться к Земле Франца-Иосифа и 20 августа возвратился в Тромсе. 21 августа была подана телеграмма Макарова Тыртову, в которой сообща лось: «... Сделаны два рейса к Земле Франца-Иосифа и обратно: первый - через льды, второй - по свободной воде. Собран большой материал по ле- доведению, глубоководным и магнитным исследованиям и составлена кар та от Сухого Носа до полуострова Адмиралтейства. «Ермак» выдержал чрезвычайно тяжелые испытания во льдах вполне успешно. Повреждений ни в корпусе, ни в механизмах нет. Все здоровы. Макаров» [62, с. 435]. Спустя двадцать семь лет более мощные ледоколы «Красин» (быв ший «Святогор») и «Малыгин» (бывший «Соловей Будимирович») также были блокированы льдами в районе Земли Франца-Иосифа. Но случалось, что суда, не обладавшие корпусами ледового класса, совершали плавания в районы Земли Франца-Иосифа и даже огибали Новую Землю с севера, как это делал «Персей» в 1923-1925 гг. Исключительно теплым летом 1923 г. в Баренцевом и южной части Карского моря не было льда. «Персей» смог подойти к Земле Франца-Иосифа, не встретив льды. Этот год оказался еще более теплым, чем знаменитый «норденшельдовский» 1878 г., когда Нор- деншельду удалось пройти на «Веге» путь от мыса Нордкап до устья реки Лены всего за 32 дня. Подобные капризы Арктики не раз подводили лю дей, поверивших в свидетельства удачливых мореходов, избежавших веч ные ледовые объятия и не ведающих, что им просто повезло. «Все поляр ные экспедиции, не исключая нашей, в смысле достижения цели были неудачны, но если мы что-нибудь знаем о Ледовитом океане, то благодаря этим неудачным экспедициям», - сказал С.О. Макаров. Вице-адмирал П.П. Тыртов, управляющий Морским министерством, имел другую точку зрения. На докладную записку Макарова о постройке ледокола он ответил отказом. Тогда, уязвленный в своих лучших побужде ниях, адмирал вынужден был обратиться к печати: страстными выступле ниями он пробудил внимание высокопоставленных лиц к проблеме ис пользования ледокольных судов в научной и практической деятельности. Экономическими перспективами зимней навигации он заинтересовал ми нистра финансов С.Ю. Витте, а недалекими и радужными научными пер спективами - Д.И. Менделеева, пожалуй, самого неистового патриота из научной среды России. Великий химик был захвачен ледовой эпопеей. Он писал: «... можно с уверенностью достигнуть северного полюса и проник нуть дней в десять от Мурманских берегов в Берингов пролив. Я до того убежден в успехе попытки, что готов был бы приняться за дело, хотя мне уже стукнуло 70 лет, и желал бы еще дожить до выполнения этой задачи, представляющей интерес, захватывающий сразу и науку, и технику, и промышленность, и торговлю». Благодаря Витте, в 1897 году Макаров заключил договор с фирмой «Армстронг-Уитуорт» о постройке ледокола. Энергичному адмиралу было разрешено осуществлять контроль над постройкой судна. Может быть по іб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz