Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 3. (Первая половина ХХ века) / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 2001. – 79 с. : ил.

мастерам пилотажа, смелым и отважным летчикам, не побоявшимся под­ нять машину в заполярное небо для того, чтобы попытаться совершить не­ обыкновенно рискованную посадку в особо трудных арктических условиях торосистых заснеженных льдов. Первая ледовая авиаразведка в Баренцевом море совершена в 1914 году Я.И. Нагурским, вторая - в 1924 году Б.Г. Чухновским. Лейте­ нанту Яну Нагурскому, единственному из трех летчиков, собиравшихся принять участие в розыске пропавших экспедиций Брусилова, Русанова и Седова, удалось поднять свой самолет над Землей Франца-Иосифа. Это был гидроплан типа «Фарман» с мотором марки «Рено» мощностью 70 л.с. и скоростью около 100 км/час. Самый продолжительный полет Нагурского составлял 4 часа 20 минут. Борис Чухновский летал на самолете марки «Ю-20», снабженном поплавками. Он выполнил 9 полетов с целью развед­ ки льдов и аэрофотосъемок в районе Новой Земли. Другой, более непосредственный и активный способ исследования льдов зародился в Баренцевом море на рубеже веков с появлением нового вида судовой техники - ледоколов. Появление судов с бронированным корпусом и мощными двигателями возродили надежду на лобовую атаку арктических льдов. По инициативе вице-адмирала С.О. Макарова в февра­ ле 1899 года был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», на­ званный (с легкой руки Д.И. Менделеева, который и сам лично сыграл не­ малую роль в организации ледовой эпопеи) именем прославленного завоевателя Сибири и народного героя Ермолая Тимофеева. Вторгаясь в Арктику под знаменитым лозунгом адмирала «напролом к полюсу», бро­ нированный корабль уже в августе этого же года достиг рекордной для то­ го времени 81°21'северной широты в районе Шпицбергена. Но проломить тяжелые льды в северном направлении на сей раз тоже не удалось. Вслед за этим походом была попытка проторить дорогу к полюсу не через севе­ ро-запад, а через северо-восток Баренцева моря. Степан Осипович Макаров возлагал большие надежды на плавание через северо-восточный обширный пролив Баренцева моря между Новой Землей и Землей Франца-Иосифа, зная, что в случае неудачного его завер­ шения власти не разрешат ему более испытывать их терпение и свою судь­ бу в ледокольных походах. Тем не менее, в письме Николаю II он пишет о перспективе постройки на английской верфи в Нью-Кастле нового ледо­ кольного богатыря по разработанному им проекту антарктического вари­ анта корабля. Ледовая эпопея адмирала Макарова. Итак, 21 июня 1901 года С.О. Макаров на линейном ледоколе «Ермак» вышел в Баренцево море из норвежского порта Тромсе и уже 26 числа на широте 77° N, южнее полу­ острова Адмиралтейства, вблизи Новой Земли был взят в плен тяжелыми плавучими льдами. Лишь после месяца ледового дрейфа экипаж смог про­ 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz