Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 2. (XIX век) / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 74 с. : ил.

дил «Первозванного» техническими возможностями палубных и лаборатор­ ных работ. «М. Саре», построенный по типу рыболовных судов (длина 125 футов - 38,1 м, ширина 37 футов - 11,3 м, скорость 10 узлов - 18,5 км/час), был спу­ щен на воду с верфи Фридрихстата 6 июля 1899 г. Более чем через год - 22 июля - начались его плавания на службе у науки. Таким образом, норвеж­ ские ученые почти не отставали от своих российских коллег, взятых на борт первого научно-исследовательского тральщика. Оборудованный отгер-тралом, рыболовными ярусами и тралом Петер­ сона, «Первозванный» давал отличные возможности исследования рыб и бес­ позвоночных. Он имел паровое отопление и электрическое освещение, снаб­ жен тремя шлюпками и паровым катером. На палубе находились две сильные паровые лебедки - одна на корме, оборудованная стальным 2,25-дюймовым тросом для работы с тралами и пелагической сетью, другая на баке - для опускания гидрологических приборов на тонком 3-хмиллиметровом тросе, изготовленном из кремнистой бронзы, и на более толстом дюймовом тросе - для работы с драгами и отбора проб планктона небольшими сетками. Не­ смотря на то, что научно-исследовательский корабль был оборудован доволь­ но совершенными для того времени приборами (поверхностные термометры, термометры Негретти и Замбра, рамы Милля, батометры О. Петерсона), в морских условиях они требовали изменений механической части, поэтому научному составу экипажа приходилось совершенствовать их непосредствен­ но на борту судна по мере выполнения наблюдений. До выхода «Первозванного», зимой 1898-1899 гг., первые гидрологиче­ ские, гидробиологические и рыбопромысловые наблюдения в открытых рай­ онах Баренцева моря выполняла купленная в Норвегии парусная шхуна «Soblomsten» («Морской цветок»), переименованная в «Помор», которая впо­ следствии использовалась только для промысловых работ, и пароход «Мур- ман». Название последнего будет использовано после Октябрьской револю­ ции для переименования прославленного «Андрея Первозванного», именем которого был освящен в прошлом Военно-Морской Флот великой Россий­ ской империи, на менее одухотворенный, но не менее судьбоносный и древ­ ний символ периферии российского Заполярья, Мурман. Как мы знаем, коренное значение этого слова связано с довольно острыми взаимоотноше­ ниями российских и норвежских поселений на границе между Баренцевым и Норвежским морями в далеком средневековье. В XIX веке о подобных столк­ новениях не было даже и намека. Взаимные дружественные отношения меж­ ду русскими и норвежцами складывались на основе промыслов и торговли. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz