Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 2. (XIX век) / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 74 с. : ил.

чество членов «Общества любителей естествознания, антропологии и этно­ графии» и, конечно, художников, привлекаемых северной экзотикой и не­ обыкновенной насыщенностью красок. Безусловно, участники экспедиций были знакомы с гипотезами влияния Гольфстрима на западный берег Южно­ го острова Новой Земли. Биологи Общества смогли убедиться в активной жизнедеятельности неарктических форм морских растений и животных в во­ дах теплых течений, омывающих архипелаг. Для морских биологов второй половины XIX века большое значение имели плавания «Челлендежера» (1873-1876), британского корабля науки, бывшего военного корвета, превращенного в плавучую лабораторию с поме­ щениями для хранения коллекций, с научной библиотекой, аквариумами и пр. Результаты исследований знаменитого физика Томсона, химика Буханана, зоологов Мозелли и Вилменса Зума, геолога Джона Муррея и других членов научной команды «Челленджера» окончательно разрушили надуманные, фан­ тастические представления о жизни в океанских глубинах. В экспедициях этого всемирно известного корабля науки был собран богатейший океаногра­ фический и биологический материал (50 томов в 29,5 тыс. страниц с 2 279 ри­ сунками и таблицами), который не только послужил источником информа­ ции, но и представлял собой образец комплексного подхода к сбору данных в морских экспедициях, В конце века эстафету комплексных наблюдений пио­ нера морской науки примут баренцевоморские исследовательские суда. Первенец научного флота «Андрей Первозванный». На рубеже XIX и XX веков, а точнее, 26 мая 1899 года впервые вышел в море специально по­ строенный для научных исследований и тралового лова двухмачтовый паро­ ход «Андрей Первозванный», с первого захода обнаруживший огромные рыбные богатства в юго-восточной части Баренцева моря. Во многих отношениях российское научное судно было оснащено луч­ ше многих последующих кораблей науки. Изготовленное на германской вер­ фи «Bremer Vulcan» из корабельной стали Сименс-Мартена, оно имело длину 151 фут (46,1 м), наибольшую ширину 26 футов (7,9 м), осадку 10 футов (3,1 м) и водоизмещение 336 регистровых тонн. Винт приводился в движение паровой машиной вертикального расширения мощностью 420 индикаторских лошадиных сил, позволяющих развивать скорость более десяти узлов. Появившийся через год норвежский корабль науки «Михаэль Саре» (заход «Первозванного» во время его перехода из Вегезака на Мурмане в порт Христиании 22 апреля 1899 г. совпал с заседанием стортинга, на кото­ ром было принято решение об ассигновании средств на постройку будущего «Сарса») отличался лишь лучшими бытовыми удобствами, но не превосхо­ 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz