Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 2. (XIX век) / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 74 с. : ил.

знали еще в прошлом, в XVIII веке. Историограф полярной эпопеи Чичагова Г.Ф. Миллер, пользуясь материалами экспедиций, приводит следующие сви­ детельства мореходов, промышлявших в шпицбергенских водах. «19 июля у севернова конца Шпицбергена сошлись с пятью голланд­ скими флейтами, из которых с одной привезли корабельщика, который объя­ вил: он ходит два месяца около льдов. 24 июня был под 80 градусом широты и стоял на якоре в трех губах. Корабельщиком два, а всего в здешнем море ходит дватцать три года. Во время нынешней его компании первой лед встре­ тился ему под 72-м градусом. Прежде сего видели его родственники Гренланд в 74-м градусе широты, а он никогда не видал. Льду ныне здесь пред преж­ ним больше. За шестьдесят лет пред сим можно было весь Шпицберген кру­ гом обходить, а ныне нет никого, кто бы видел Норд-Остерланд. В прошед­ шем году видели они нас, когда мы лежали в крепкой ветер на дрейфе у севернова конца Шпицбергена. Он же и семь других промышленников стояли тогда в губе на якоре и думали, что мы пропадем, потому при крепком зюй­ довом ветре несло нас ко льдам. Они опасались нас, не для разбою ли мы вышли, ибо таких кораблей в тамошнем море никогда не видали. В 1758 году пропало во льдах у севернова конца Шпицбергена пятнадцать голландских кораблей. В нынешнем году раздавлен между льдом один аглинский кито­ лов. В 1746-м году пропало во льду дватцать таких же судов разных нацей, а люди спаслись по большей части помощию других судов. По причине не­ описанного множества китов не хотел никто оставить ловли, хотя и видели себя окруженными льдом. Он слышал, что корабли доходили до 82 широты. Он сам по своему исчислению, в нынешнем году был под 81-м градусом, а как мы в то время находились от него не в далеком разстоянии, то теперь признает он свою ошибку. А в прочем согласны были и других корабельщи­ ков показания. Один из них, который бывал прежде в Петербурге, Риге и Ре­ веле и умел несколько по-российски, присовокупил к сему: нынешние про­ мыслы против прежних гораздо скуднее. Многие корабли возвратились ни с чем назад. По сему морю ходит он 33 года. Другой расказывал: отец ездил для китового промысла тритцать лет и на восточной стороне Шпицбергена доходил до 77 градуса, однако кругом Шпицбергена за льдом обойти не мог. Первой же утверждал при сем, что он почти за дватцать лет пред сим был в проливе между Норд-Остерландом и Шпицбергеном , куда ныне за препятст­ вием льдом никто пройти не может. О положении гренландского стоячего льда сказывали все, что оной простирается от SW к N 0 и, наконец, соединя­ ется с Шпицбергеном » [29, с. 169]. К середине XIX века исследователи снова, теперь уже, кажется, оконча­ тельно убедились в непреодолимости арктических льдов для кораблей. Не­ смотря на безуспешность массированной атаки на морские льды, большой 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz