Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 2. (XIX век) / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 74 с. : ил.
знали еще в прошлом, в XVIII веке. Историограф полярной эпопеи Чичагова Г.Ф. Миллер, пользуясь материалами экспедиций, приводит следующие сви детельства мореходов, промышлявших в шпицбергенских водах. «19 июля у севернова конца Шпицбергена сошлись с пятью голланд скими флейтами, из которых с одной привезли корабельщика, который объя вил: он ходит два месяца около льдов. 24 июня был под 80 градусом широты и стоял на якоре в трех губах. Корабельщиком два, а всего в здешнем море ходит дватцать три года. Во время нынешней его компании первой лед встре тился ему под 72-м градусом. Прежде сего видели его родственники Гренланд в 74-м градусе широты, а он никогда не видал. Льду ныне здесь пред преж ним больше. За шестьдесят лет пред сим можно было весь Шпицберген кру гом обходить, а ныне нет никого, кто бы видел Норд-Остерланд. В прошед шем году видели они нас, когда мы лежали в крепкой ветер на дрейфе у севернова конца Шпицбергена. Он же и семь других промышленников стояли тогда в губе на якоре и думали, что мы пропадем, потому при крепком зюй довом ветре несло нас ко льдам. Они опасались нас, не для разбою ли мы вышли, ибо таких кораблей в тамошнем море никогда не видали. В 1758 году пропало во льдах у севернова конца Шпицбергена пятнадцать голландских кораблей. В нынешнем году раздавлен между льдом один аглинский кито лов. В 1746-м году пропало во льду дватцать таких же судов разных нацей, а люди спаслись по большей части помощию других судов. По причине не описанного множества китов не хотел никто оставить ловли, хотя и видели себя окруженными льдом. Он слышал, что корабли доходили до 82 широты. Он сам по своему исчислению, в нынешнем году был под 81-м градусом, а как мы в то время находились от него не в далеком разстоянии, то теперь признает он свою ошибку. А в прочем согласны были и других корабельщи ков показания. Один из них, который бывал прежде в Петербурге, Риге и Ре веле и умел несколько по-российски, присовокупил к сему: нынешние про мыслы против прежних гораздо скуднее. Многие корабли возвратились ни с чем назад. По сему морю ходит он 33 года. Другой расказывал: отец ездил для китового промысла тритцать лет и на восточной стороне Шпицбергена доходил до 77 градуса, однако кругом Шпицбергена за льдом обойти не мог. Первой же утверждал при сем, что он почти за дватцать лет пред сим был в проливе между Норд-Остерландом и Шпицбергеном , куда ныне за препятст вием льдом никто пройти не может. О положении гренландского стоячего льда сказывали все, что оной простирается от SW к N 0 и, наконец, соединя ется с Шпицбергеном » [29, с. 169]. К середине XIX века исследователи снова, теперь уже, кажется, оконча тельно убедились в непреодолимости арктических льдов для кораблей. Не смотря на безуспешность массированной атаки на морские льды, большой 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz