Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

которые создавались лучшими умами и были предметом гордости могуще­ ственных правителей, могут вызвать лишь снисходительную улыбку даже у неискушенного владельца современного географического атласа. Зато художественная ценность картографических изделий того времени дости­ гает уровня произведений искусства. Первая карта Кольского полуострова появилась при Иване Грозном, но она, как и все последующие «чертежи», созданные русскими до XVIII века, дошла до нас в виде описаний и копий, изданных на Западе. Во второй половине XVIII века картографические работы были возглавлены Адмиралтейством, Военной коллегией, Академией наук, наместническими и губернскими правлениями. Довольно совершенные для того времени карты Кольского полуострова изданы в Петербурге в 1773 и 1792 гг. Картографическая техника в России до XVII века развивалась под влиянием Западной Европы. В XVII веке выработались свои картографи­ ческие приемы, и русская картография следующего века достигла наивыс­ шей для того времени степени развития. По заданию Адмиралтейств-коллегии в 1741 г. выполнена первая русская опись Мурманского берега. Согласно распоряжению Коллегии, лейтенант русского флота В. Винков составил опись острова Кильдина и Кольского залива для нужд военного флота. В 1745 году Российская Ака­ демия наук издала по общему признанию географов лучший в мире карто­ графический труд - «Атлас Российский». Великая Северная и первая русская Полярная экспедиции. Не­ малую роль в географических изысканиях сыграла Великая Северная экс­ педиция - плавание на кочах «Экспедицион» и «Обь» в 1734-1739 гг. для описания берега от устья Печоры до Оби. С 1736 г. руководителем экспе­ диции был назначен один из образованнейших морских офицеров, лейте­ нант «майорского ранга» Степан Гаврилович Малыгин. Предшествующий ему начальник отряда лейтенант Степан Воинович Муравьев, и его по­ мощник лейтенант Михаил Степанович Павлов, не оправдали надежд Ад­ миралтейств коллегии и были разжалованы в матросы. На последнем этапе экспедиции в ней участвовали боты «Первый» и «Второй» под командой штурмана Скуратова и подштурмана Марка Голо- вина. Сам Малыгин с подробными картами и донесениями выехал в Пе­ тербург. В это время неисправная «Обь» отправилась в Архангельск, а вынесенный льдами на мель «Экспедицион» оставлен экипажем. В целом, Великая Северная экспедиция была беспрецедентной по сложности - восточнее Оби до самого Енисея проведены исследования Д.Л. Овцына, далее к востоку работали экспедиции лейтенантов В. Прон- чищева и Х.П. Лаптева (штурман отряда - С.И. Челюскин), а П. Ласиниус и Д.Я. Лаптев прошли вдоль берега от устья Лены до Колымы. Собранные экспедицией материалы инструментальных наблюдений подверглись тща­ 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz