Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

Чтоб попутный ветер в пути Дал к Архангельску притти! По данным А. Жилинского (1917) в конце ХѴГІІ века на Шпицберге­ не промышляло около 2 200 поморов на 270 зверобойных судах. То есть, самое малое, каждый восьмой промышленник был кормщиком, можно сказать, истинным капитаном дальнего плавания, который обладал опре­ деленными навигационными знаниями и достаточным опытом управления командой. Прибрежный промысел рыбы (в открытом море, естественно, рыбу еще не ловили) не требовал такой высокой судоводительской квалифика­ ции как охота на морского зверя в ледовитых водах открытого моря и, судя по тому, что в это же время у берегов Финмаркена промышляли всего 1 300 русских ловцов на 244 судах, большая часть поморов, сделав выбор в пользу дальних районов, решительно не испытывала боязни арктических походов. В следующем XIX веке русские промыслы стали вырождать­ ся [20]. Сведения русских кормщиков сыграли определяющую роль в пред­ ставлениях картографов, которые считали, что Новая Земля, так же, как и Шпицберген, является выступом Гренландии. Исключительно благодаря поморам географы XVIII века окончательно убедились в том, что Новая Земля - это отдельный архипелаг, состоящий, в основном, из двух круп­ ных островов, разделенных узким извилистым проливом Маточкин Шар. Название пролива «Маточкин Шар» впервые встречается на карте Конрада Лева в 1598 г., оно нанесено на карту Исаака Массы 1612 года и фигурирует в приложении к труду Николая Витзена «Noord to Oost Tartarye», изданному в Амстердаме [33]. Словом «шар» - от норвежского слова «skaer», впоследствии озна­ чающего «шхеры» (небольшие скалистые острова со следами ледниковой шлифовки), поморы в данном случае называли проливы. Русским морехо­ дам пролив Маточкин Шар был известен давно, и использовался он для прохода в Карское море, когда южные проливы - Карские Ворота и Югор­ ский Шар были забиты льдом. Например, в 1584 г. агент английской «Мо­ сковской компании» в Вологде Христофор Холмс сообщал о пути в Об­ скую губу через пролив между Северным и Южным островами Новой Земли, а не через Медынский заворот. Не составляет большого труда хотя бы приблизительно представить себе походные трудности и лишения участников морских экспедиций того времени. Но совершенно невозможно вообразить себя на месте человека, не владеющего элементарными знаниями, которые дали нам школьные уроки географии. Наши далекие предки не только не представляли себе очертаний далеких земель и морей, которых самим не посчастливилось посетить, но и не имели понятия о том, что располагается за ними. Карты, 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz