Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

конечно старые все перевести и для того вновь кочей и лодей делать не вели под штрафом» [22, с. 46]. Невзирая на драконовские меры государя, направленные в конечном итоге против конкурирующего развития архангельской торговли и изго­ товления традиционных беломорских образцов судостроения, на верфях Северной Двины продолжались постройки лодий одновременно с санк­ ционированным главой государства ремонтом судов, пришедших из Бал­ тики. Такое гибкое отношение к царским указам отнюдь не умаляло кон­ солидирующую роль архангельских властей в формировании будущей научно-технической базы навигационных работ в северных морях. Во время царствования Анны Иоанновны начинает осуществляться программа исследования берегов Ледовитого океана, получившая название «Великая Северная экспедиция». В ней приняли участие тринадцать судов, построенных на северных верфях с помощью традиционной поморской технологии. После активизации судостроения на Соломбальской верфи произошло перепрофилирование ее из коммерческого предприятия в одно из крупнейших учреждений Военно-Морского Флота - Архангельское адмиралтейство. К концу века в этом департаменте работало около четы­ рех с половиной тысяч человек. Россия оснащала свои корабли на уровне европейских лидеров, используя последние достижения в приборострое­ нии и навигации. К XVIII веку мореплаватели получили в свое распоряжение такие совершенные штурманские инструменты как секстан, сконструированный Гадлеем в 1731 г., хронометр, изготовленный Гаррисоном в 1735 г., и на­ вигационный прием определения долгот - метод лунных расстояний. Кро­ ме того, в 1782 г. для тех, кто очень желал измерить температуру «in situ», то есть непосредственно в заданной точке водной толщи, изобретен мак­ симально-минимальный термометр Сикса. Восемнадцатое столетие было временем величайших теоретических научных разработок в области математики и физики. Ведущим математи­ ком этого периода был действительный член Петербургской академии наук Леонард Эйлер, прикладные работы которого по картографии и мор­ скому делу были выполнены по заказу русских правительственных учреж­ дений. В научных и технических достижениях морских наук в XVIII веке главная роль принадлежала Великобритании, не без основания считающей себя самой великой морской державой в мире. Англия, колыбель промыш­ ленной революции, была «законодательницей мод» в приборостроении и морской навигации. И, конечно, обладая высочайшими показателями в освоении океана, она не могла равнодушно относиться к посягательствам соседей-голландцев на приоритет северного мореплавания. Английский ученый Д. Баррингтон, сторонник завоевания Северного морского пути, пользуясь сведениями британских моряков о достижении 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz