Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

верфь в Лодейном Поле открылась за год до основания Петербурга - в 1702 г. Единственным морским портом России, через который предполага­ лось вести торговлю с зарубежными странами, был Архангельск. Торговые корабли, стоящие на его рейде, имели на борту мощное артиллерийское вооружение для отпора пиратствующим западноевропейским судам. Воен­ ные корабли - 6 брандеров - впервые заложены в 1701 г. Эти и последую­ щие военные и торговые суда предназначались для пополнения рожденно­ го на берегу Финского залива Балтийского флота. Архангельск XV III века (со старинной гравюры) Все силы петровских реформ оказались направленными на процве­ тание новой столицы Российской империи и крупного европейского мор- ского порта, единственного города на Неве - Санкт-Петербурга. Для наше­ го Севера это стало главной помехой развития своего флота и задержкой портового строительства на Мурмане. Наверное, на таком большом для того времени расстоянии от центра не следовало бы ожидать развития флота на Баренцевом море подобного балтийскому. Но кто знает, окажись король Швеции Карл XII более удачливым, чем шаутбенахт Петр Михай­ лов (такой псевдоним избрал на время военных действий изобретательный русский император) на поле брани под Полтавой, пришлось бы «царю- плотнику» прорубать окно в Европу через Кольский, а не Финский залив. Но пока приказ великого самодержца от 28 декабря 1714 г. предпи­ сывал архангельскому вице-губернатору: «По получению сего указа объя­ вите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов своих на лодьях и кочах, дабы они вместо тех судов делали морские суда, галио­ ты, гукоры, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) дается им сроку на старых ходить только два года, а по нужде три года; и по прошествии того сроку, чтоб 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz