Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.
ро-западе моря: «Тамошний климат оказывается теплее, оттепели зимою бывают чаще, нежели бывают на Новой Земле, и западнее Грумантское море теплее, гавани ото льдов освобождаются много ранее... западный берег почти всегда чист... и ежели когда льды наносит, то не от запада, куда сперва путь предпринять должно, но больше от полудни, иногда ж от севера заворачивает, и оный лед по всем обстоятельствам видно, что от Сибирских берегов» [16, с. 9]. Но не только поморский опыт служил для Ломоносова и других стратегов арктических походов XVIII века аргументом в пользу плаваний через околополюсное пространство. Оптимистически настроенные запад ноевропейские китобои тоже смело утверждали, что морские воды, омы вающие Шпицберген, свободны ото льда. Приводя подобные аргументы, движимый патриотизмом Ломоносов сумел убедить российские власти в возможности северного прохода на специально подготовленных морских судах. 14 мая 1764 года Адмирал- тейств-коллегия подала на высочайшее имя проект северных научных экс педиций, милостиво подписанный вскоре Екатериной II. Цели экспедиции держались в строгом секрете, официально она называлась «Экспедиция о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов». Но несмотря на скрытые даже от Сената замыслы, они стали известны за гра ницей менее чем через полгода, благодаря французским журналистам. К концу лета 1764 г. экспедиционные суда были отправлены в Ека терининскую гавань Кольского залива, где простояли всю зиму. «В 1765-м году, - свидетельствует главный и самый достойный соперник Ломоносова на ниве историографии Г.Ф. Миллер, - отправлена была летом для учи- нения перьваго испытания главная экспедиция, состоявшая в трех новопо- строенных в городе Архангельском кораблях. Один корабль был длиною в девяносто футов, а прочие два каждой в семьдесят два фута. Для по строения оных из лиственницы с надлежащим старанием, и сообразуясь тому месту, куда оные назначены, прислан был из Петербурга в город Ар хангельской в майе месяце 1764-го года аглинский корабельный мастер Мамбе Ямес. Помянутые корабли в сентябре месяце отведены были в Колу и должны были зимовать в Катерин-гавани, которую великая императри ца Екатерина II в заливе реки Колы указала зделать. В честь трех капита нов, предводительству коих сии корабли препоручены были, названы оные их именами. Все трое в разсуждении их способности и верности службы были люди отборные. Они пошли добровольно, будучи поощряемы често любием и усердием к отечеству. Перьвой был капитан перьваго ранга Ва силей Чичагов, второй - капитан втораго ранга Никифор Панов, а третий - капитан-порутчик Василей Бабаев. И так по их прозваньям названы и ко рабли: «Чичагов», «Панов» и «Бабаев». Каждому в помощь дано было по одному корабельному порутчику (оные назывались Петр Болноволоков, Федор Озеров и Петр Поярков). Для большаго еше поощрения капитанов, 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz