Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

ро-западе моря: «Тамошний климат оказывается теплее, оттепели зимою бывают чаще, нежели бывают на Новой Земле, и западнее Грумантское море теплее, гавани ото льдов освобождаются много ранее... западный берег почти всегда чист... и ежели когда льды наносит, то не от запада, куда сперва путь предпринять должно, но больше от полудни, иногда ж от севера заворачивает, и оный лед по всем обстоятельствам видно, что от Сибирских берегов» [16, с. 9]. Но не только поморский опыт служил для Ломоносова и других стратегов арктических походов XVIII века аргументом в пользу плаваний через околополюсное пространство. Оптимистически настроенные запад­ ноевропейские китобои тоже смело утверждали, что морские воды, омы­ вающие Шпицберген, свободны ото льда. Приводя подобные аргументы, движимый патриотизмом Ломоносов сумел убедить российские власти в возможности северного прохода на специально подготовленных морских судах. 14 мая 1764 года Адмирал- тейств-коллегия подала на высочайшее имя проект северных научных экс­ педиций, милостиво подписанный вскоре Екатериной II. Цели экспедиции держались в строгом секрете, официально она называлась «Экспедиция о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов». Но несмотря на скрытые даже от Сената замыслы, они стали известны за гра­ ницей менее чем через полгода, благодаря французским журналистам. К концу лета 1764 г. экспедиционные суда были отправлены в Ека­ терининскую гавань Кольского залива, где простояли всю зиму. «В 1765-м году, - свидетельствует главный и самый достойный соперник Ломоносова на ниве историографии Г.Ф. Миллер, - отправлена была летом для учи- нения перьваго испытания главная экспедиция, состоявшая в трех новопо- строенных в городе Архангельском кораблях. Один корабль был длиною в девяносто футов, а прочие два каждой в семьдесят два фута. Для по­ строения оных из лиственницы с надлежащим старанием, и сообразуясь тому месту, куда оные назначены, прислан был из Петербурга в город Ар­ хангельской в майе месяце 1764-го года аглинский корабельный мастер Мамбе Ямес. Помянутые корабли в сентябре месяце отведены были в Колу и должны были зимовать в Катерин-гавани, которую великая императри­ ца Екатерина II в заливе реки Колы указала зделать. В честь трех капита­ нов, предводительству коих сии корабли препоручены были, названы оные их именами. Все трое в разсуждении их способности и верности службы были люди отборные. Они пошли добровольно, будучи поощряемы често­ любием и усердием к отечеству. Перьвой был капитан перьваго ранга Ва­ силей Чичагов, второй - капитан втораго ранга Никифор Панов, а третий - капитан-порутчик Василей Бабаев. И так по их прозваньям названы и ко­ рабли: «Чичагов», «Панов» и «Бабаев». Каждому в помощь дано было по одному корабельному порутчику (оные назывались Петр Болноволоков, Федор Озеров и Петр Поярков). Для большаго еше поощрения капитанов, 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz