Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.
как архангелогородские крестьяне таковую же ловлю производят, и когда они запоздают, то зимуют на небольшом острову Колокольного залива, где есть хорошая гавань. И, таким образом, думать надобно, что наимянования Клокбай услышали они от голландцов и превратили оное ошибкою в Кламбай, или Кламбайская губа. Другой залив при сих берегах называют они Пуховою губою, может быть для того, что на оном гаги имеют свои гнезды в великом множестве, из которых собирается гагачий пух, а к севе ру или к югу от Клокбая, или же в самом Клокбае оной находится, того известными поныне описаниями утвердить не можно» [21, с. 134]. Как предполагают современные ученые, название Грумант связано с видоизмененным наименованием Грунланд - Гренландии, за которую мо реходы ошибочно принимали острова современного Шпицбергена. Это заблуждение было опровергнуто лишь в 1820 г. Сохранились сведения о том, как поморы добирались до далекого северного архипелага, используя отступающий по мере летнего наступле ния тепла плавучий лед, вдоль кромки которого они шли до главных ори ентиров - островов Медведь (о. Медвежий) или Пятигор (о. Надежда), затем двигались на Грумант, достигая его в июне. На обратном пути лодьи шли, обогнув с полуденной (южной) сторо ны Большой и Малый Беруны (о-ва Западный Шпицберген и Эдж) и дви гаясь параллельно границе плавучих льдов к северной оконечности Новой Земли. Затем путь пролегал вдоль западного ее берега к о. Вайгач, откуда путешественники направляли свои суда к мысу Канин, и, наконец, дости гали мыса Святой Нос - именно того опасного своими «сувоями» места, которое описывал Григорий Истома, и где путешественникам приходилось бросать гневливым повелителям морской стихии, обосновавшимся в глу боких подводных гротах, жертвенные продукты питания. От Святого Носа вдоль Мурманского берега кольские моряки благополучно добирались домой. Обратная дорога была длиннее и продолжалась несколько месяцев. Позже был освоен более короткий путь по линии о. Медвежий мыс Норд кап, но этот путь был более опасен, так как суда могли быть подвергнуты нападению норвежцев, а главное - в западной, незамерзающей части Ба ренцева моря кормщик лишался самого надежного ориентира, которым служила ему кромка плавучих льдов. К чести русских поморов следует сказать, что даже вездесущие норвежские морские волки не знали этого пути вплоть до XVI века. Еще в 1576 г. король Дании Фредерик II сулил большую награду Никитину, кормщику из Колы, за то, чтобы он помог датской эскадре добраться до Груманта. В самом начале XVII столетия воды западного Шпицбергена стали посещаться китобойными судами Англии, Голландии, Испании, Франции, Дании, Германии и Швеции. Обстановка всеобщей охоты на морских ги гантов располагала к конфликтам. Вооруженные английские суда вынуди 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz