Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

Остатки экипажа во главе с Гем- серком с большими трудностями доб­ рались до острова Междушарский, от­ куда были переправлены на материк русскими поморами. Когда уцелевшие члены экипажа прибыли в Колу, здесь они встретились с капитаном Рийпом, который после неудачного рейса на Север успел вернуться в Голландию и прийти с грузом товаров в Россию. На корабле Рийпа участники зимовки были доставлены домой, где их давно счита­ ли мертвыми. Виллем Баренц ц j г в Амстердаме была из­ дана первая карта Новой Земли. Судя по русским названиям почти всех географических объектов на карте Ба­ ренца, поморы обжили западное побережье Южного острова Новой Земли и делали попытки проникновения на Северный остров архипелага. Благо­ даря географическим свидетельствам о пребывании поморов на Новой Земле сохранилась безымянная память о людях, доподлинно утвердивших торжество жизни в самых суровых природных условиях. В материалах экспедиций Баренца 1594-1597 гг. описана природа Новой Земли и нанесен на карту западный берег архипелага. На карте 1598 г. береговая черта обрывается на конечном пункте экспедиции - Ле­ дяной гавани, далее на восток обозначена суша вплоть до мифического пролива Аниан, разделяющего Новую Землю и Америку. Следует отме­ тить, что атласы, изданные голландскими картографами Блеу, Гоосом и Ван Кейленом по данным плаваний Баренца, использовались флотоводца­ ми до начала XIX века. Район Новой Земли продолжал привлекать голландских и датских китобоев, даже после трагического завершения экспедиции Виллема Ба­ ренца. В 1609-1610 гг. датчанин Ян Мунк предпринял две неудачные по­ пытки дойти до новоземельских скоплений морского зверя. В 1625 г. «Се­ верная или Гренландская компания» сделала свою последнюю попытку открытия Северо-восточного прохода, отправив на его поиск судно под начальством Корнелия Босмана. Но, как и следовало ожидать, ему тоже не повезло. Пройдя через Югорский Шар, корабль вынужден был лечь на обратный курс в связи с полной непроходимостью льдов. Спустя почти четыре десятка лет после этого похода, голландец Виллем де Фламинг в 1664 г. в надежде прорваться сквозь ледовые заслоны Арктики пошел сно­ ва другим, не южным, а северным новоземельским ходом и забрался так далеко в своем плавании на север Новой Земли, что достиг подводного 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz