Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

бергену, который члены экипажа ошибочно, но вполне естественно для того времени, приняли за часть «Зеленой страны» - Гренландии. Здесь они встретили тяжелые паковые льды. Возвратившись к Медвежьему, Баренц взял курс на Новую Землю, чтобы попытаться отправиться на поиск арк­ тического прохода, обогнув ее с севера, как советовал еще на берегу гео­ граф Планциус. Капитан Рийп выбрал другой путь - к северу от Шпицбер­ гена. В течение всей заполярной экспедиции Баренца команда выполняла измерения глубин и брала пробы грунта с морского дна. Виллем Баренц регулярно вел наблюдения над магнитным склонением. Обстоятельность выполнения судовых работ была свидетельством уверенности в достиже­ нии поставленной цели. Но вопреки планам экспедиции и стараниям эки­ пажа успешное плавание вдоль западного берега Новой Земли трагически закончилось Ледяной гаванью. Маневрируя среди ледовых полей в районе северной оконечности Новой Земли, моряки попали в безвыходное положение. «При страшной метели, - сообщает в своем дневнике летописец плаваний Баренца Геррит де Фер, - льдины стали громоздиться одна на другую, напирая на корабль. Судно приподняло, и кругом все трещало и скрипело. Казалось, что ко­ рабль должен развалиться на сотни кусков. Ужасно было видеть и слышать это, и волосы у нас вставали дыбом» [5, с. 38]. Одиннадцатого сентября голландцы причалили к подходящему береговому уступу и приступили к сбору плавника для строительства дома. Через месяц они переселились с корабля в новое жилье, которое было поставлено, надо отметить, в экстремальных условиях европейцами, впервые оказавшимися во льдах Арктики, безнадежно отрезанными от всего мира. «Продолжается жестокая погода с северо-западным ветром. В течение трех дней мы не только не выходили из дому, - продолжал де Фер, - но даже не могли показать нос наружу. В доме ужасный холод. Стоишь возле огня так близко к нему, что чуть не обжигаешь передние части ног, а спина мерзнет и начинает покрываться инеем. В этом жалком положении мы похожи на крестьян, которые утром входят в городские ворота, целую ночь пробродив в поле» [5, с. 39]. После зимовки, которая унесла несколько жизней, 14 июня 1597 г. экипаж был вынужден бросить корабль и спасаться на шлюпках. В самом начале пути Баренц умер. Де Фер пишет, что сразу же, как только команда покинула сушу и вышла в море по направлению к северу, члены экипажа почувствовали теплоту, несмотря на то, что стали ближе к полюсу. «От этой внезапной перемены, - так считал автор записок полярной эпопеи, - погиб штурман Виллем сын Баренца». Такое внезапное гибельное воздей­ ствие атлантического тепла на сломленный болезнью организм человека не раз подтверждалось впоследствии зимовщиками. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz