Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.
ландию в сентябре 1594 г., предполагая, что разведали основную часть Северного морского прохода. В этом плавании Баренц достиг широты 77° 55', которой в то время не удавалось достичь никому, и остановленный непроходимыми льдами, вернулся к Новой Земле. Здесь он вплотную при близился к мысу, названному им Ледяным, открыл острова, получившие наименование Оранских, и взял курс на юг, где около о. Долгого встретил ся с Тотталесом и Наем. На всем пути вдоль берега Новой Земли морякам встречались следы пребывания поморов: могилы опальной (при Иване Грозном) семьи Стро гановых на острове Крестовом, три деревянных дома в заливе, которому Баренц дал имя Св. Лаврентия, корпус покинутого русского судна с остат ками провизии... Участники экспедиции возвратились в Голландию, доста вив первые сведения о географическом положении островов и их природе. Вторая экспедиция состояла из шести судов и была определенно на целена на успешное завершение предприятия, а потому трюма были за гружены товарами, предназначенными для торговли с местным населени ем. 2 июля 1595 г. эскадра покинула причалы Амстердама и 19 августа уже входила в пролив Югорский Шар, который оказался блокированным плот но упакованными плавучими льдами. После тщетного ожидания благопри ятной подвижки ледовых полей, командиры судов постановили: «Мы, ни жеподписавшиеся, объявляем перед богом и перед миром, что мы сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию, как нам приказано в наших инструкциях. Наконец, мы увидели, что богу не угодно, чтобы мы продолжали наш путь, и что надобно отка заться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвра титься в Голландию» [5, с. 36]. Баренц решительно был против возвращения и предлагал перезимо вать на северо-западной оконечности Новой Земли, а летом следующего года плыть дальше на восток. Но его план был отвергнут и все благопо лучно возвратились на родину, чем полностью охладили пыл частных предпринимателей, финансирующих заполярные экспедиции. Только по сле того как правительство назначило премию в 25 тыс. гульденов за от крытие Северо-восточного прохода, амстердамские купцы дрогнули и проявили интерес к следующей экспедиции в составе двух кораблей под командованием Ян Рийпа и Якова ван Гемсерка. Третий поход был подготовлен более тщательно и снаряжен на до полнительные средства сената г. Амстердама. Команды двух судов состоя ли из добровольцев. Виллем Баренц занял пост главного штурмана экспе диции на корабле Гемскерка. Баренц был не только «душой всего предприятия», по словам видного немецкого географа Гельвальда, но и фактически взял на себя руководство плаванием. Следуя на север, экспедиция открыла о. Медвежий, правильно опре делив его широту 74° 30’N и, продолжив плавание, приблизились к Шпиц 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz