Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

ландию в сентябре 1594 г., предполагая, что разведали основную часть Северного морского прохода. В этом плавании Баренц достиг широты 77° 55', которой в то время не удавалось достичь никому, и остановленный непроходимыми льдами, вернулся к Новой Земле. Здесь он вплотную при­ близился к мысу, названному им Ледяным, открыл острова, получившие наименование Оранских, и взял курс на юг, где около о. Долгого встретил­ ся с Тотталесом и Наем. На всем пути вдоль берега Новой Земли морякам встречались следы пребывания поморов: могилы опальной (при Иване Грозном) семьи Стро­ гановых на острове Крестовом, три деревянных дома в заливе, которому Баренц дал имя Св. Лаврентия, корпус покинутого русского судна с остат­ ками провизии... Участники экспедиции возвратились в Голландию, доста­ вив первые сведения о географическом положении островов и их природе. Вторая экспедиция состояла из шести судов и была определенно на­ целена на успешное завершение предприятия, а потому трюма были за­ гружены товарами, предназначенными для торговли с местным населени­ ем. 2 июля 1595 г. эскадра покинула причалы Амстердама и 19 августа уже входила в пролив Югорский Шар, который оказался блокированным плот­ но упакованными плавучими льдами. После тщетного ожидания благопри­ ятной подвижки ледовых полей, командиры судов постановили: «Мы, ни­ жеподписавшиеся, объявляем перед богом и перед миром, что мы сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию, как нам приказано в наших инструкциях. Наконец, мы увидели, что богу не угодно, чтобы мы продолжали наш путь, и что надобно отка­ заться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвра­ титься в Голландию» [5, с. 36]. Баренц решительно был против возвращения и предлагал перезимо­ вать на северо-западной оконечности Новой Земли, а летом следующего года плыть дальше на восток. Но его план был отвергнут и все благопо­ лучно возвратились на родину, чем полностью охладили пыл частных предпринимателей, финансирующих заполярные экспедиции. Только по­ сле того как правительство назначило премию в 25 тыс. гульденов за от­ крытие Северо-восточного прохода, амстердамские купцы дрогнули и проявили интерес к следующей экспедиции в составе двух кораблей под командованием Ян Рийпа и Якова ван Гемсерка. Третий поход был подготовлен более тщательно и снаряжен на до­ полнительные средства сената г. Амстердама. Команды двух судов состоя­ ли из добровольцев. Виллем Баренц занял пост главного штурмана экспе­ диции на корабле Гемскерка. Баренц был не только «душой всего предприятия», по словам видного немецкого географа Гельвальда, но и фактически взял на себя руководство плаванием. Следуя на север, экспедиция открыла о. Медвежий, правильно опре­ делив его широту 74° 30’N и, продолжив плавание, приблизились к Шпиц­ 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz