Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

купцов-изыскателей» снова отправился в Баренцево море, но на обратном пути в Англию его судно потерпело крушение, во время которого капитан Ченслер погиб. В этом же году от «Московской компании» на поиск Северо- восточного прохода в Китай и Индию отправился из Англии небольшой корабль «Searchthrift» под командованием Стефана Борро, служившего когда-то у Ченслера старшим штурманом. В судовом журнале капитан Борро сообщал, что с 20 по 28 июня, когда корабль стоял на якоре в Коль­ ском заливе близ Колы, члены экипажа могли наблюдать проходящие под парусом русские лодьи, в каждой из которых, по его подсчетам, находи­ лось более двух десятков человек. Выйдя из Кольского залива, Стефан Борро отправился к полуострову Канину и, обогнув мыс Канин Нос, вскоре достиг устья Печоры, где на­ ткнулся на очень опасные для прохода в залив малые глубины. Выйдя на открытые просторы Печорского моря 31 июля, он неожиданно встретил «чудовищное скопление льдов» и, следуя вдоль их кромки, повстречал у неведомых берегов русскую лодью, кормщик которой рассказал ему о том, как можно добраться до Оби, и назвал синеющую вдали береговую полосу «Nova Zembla». Матрос с «Searchthrift» Ричард Джонсон свидетельствовал: «За Вайгачем лежит земля, называемая Новой Землей. Это большая земля, но мы не видели там людей; там было много птиц, мы видели также белых лисиц и белых медведей» [31]. В самый разгар лета августовский лед, вставший непроходимой сте­ ной на пути английской команды, намертво закрыл Карские Ворота. Через пролив Югорский Шар Борро тоже не прошел, возвратившись в Холмого- ры, где остановился на зимовку. В дальнейшем, не позднее 1588 г., по дан­ ным, собранным Стефаном Борро, его сыном Уильямом была впервые нанесена на карту южная оконечность Новой Земли, причем широта край­ ней южной точки архипелага: 70° 30' N была определена точно. Прорваться через Карские Ворота англичане впервые смогли в 1580 году на двух небольших судах «Georg» (водоизмещением 40 т) и «William» (20 т) той же «Московской компании». Экспедицию поддержал Герард Меркатор, считая задуманное плавание сравнительно легким. Воз­ главили путешествие опытные британские моряки - Артур Пит и Чарльз Джекмен. Вопреки мнению великого фламандского географа, в Карском море на пути англичан встали непреодолимые плавучие льды, и судам пришлось повернуть назад. Это была последняя инициатива Англии в по­ исках северо-восточного пути, после чего на его штурм выходит Голлан­ дия, только что освободившаяся от владычества Испании. В 1584 году нидерландский купец Бальтазар Мушерон, не уделив должного внимания неудачам соседей-англичан, задумал организовать новое, более «продуманное» плавание Северным путем. Собрав сведения о Ледовитом океане у своих агентов в Московии, он изложил правительст­ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz