Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.
пажа - взбунтовавшаяся команда бросила их в открытом море на шлюпках, обрекая на верную гибель. Известный всем и прославляемый Себастиан Кабот, пребывая уже в почтенном возрасте, организовал поход на трех британских кораблях, це лью которых тоже был Китай. Кабот составил подробнейший план экспе диции, предписывая впервые в практике мореплавания вести судовой жур нал. В инструкции, переведенной на русский язык И.Ф. Крузенштерном, он давал следующие указания: «Ежедневные записи о путешествии долж ны вести также купцы и всяк, кто только в состояние сие делать. Особливо же должны штурмана и лоцмана означать ежедневно в продолжение всего путешествия в журнале своем все, что по их части заслуживает хотя неко торого уважения, как то: курс корабля, наблюдаемые высоты солнца и луны, направление и положение берегов, вдоль коих будут итти, силу мор ского течения, прилива и отлива, ветры и проч. Штурманам и лоцманам предлежит также ведение записок о картах, астролябиях и других инстру ментах» [5, с. 25]. В пункте двадцатом инструкции Кабот напоминал, что на корабле «никакая божба и употребление неблагопристойных слов, рав но как и карточная игра и метание костей, не должны быть терпимы». Итак, в начале мая 1553 года корабли Морского торгового общества: «Bona Esperanza» («Добрая надежда», водоизмещением 120 т), «Вопа Confidentia» («Благое упование», 90 т) и «Edward Bonaventure» («Эдуард Благое Предприятие», 160 т), которыми командовали капитан-генерал сухопутных войск Хью Уиллоуби, храбрый потомок знатного английского рода, но не обладающий морскими титулами, и капитаны Барроу и Ченс- лер, взяли курс на север. Плавание было неудачным и закончилось трагически. На входе в Ба ренцево море, не дотянув до мыса Мурманский Нос, названного Ченсле- ром Нордкапом, во время шторма эскадра потеряла «Edward Bonaventure». Именно ему, единственному из эскадры кораблю, под командованием Ри чарда Ченслера, посчастливилось избежать зимовки на временных помор ских становищах Мурмана, и добраться до постоянно населенных людьми берегов в устье Северной Двины. Здесь Ченслер, который славился наход чивостью и остроумием, выдал себя за королевского посла Великобрита нии. По указанию холмогорских властей самозванный представитель бри танской короны был доставлен в Москву, где царь Иван Грозный устроил первому на московской земле англичанину достойный прием, имеющий политическую цель - налаживание торговых связей с Западной Европой, блокируемых Швецией, Польшой, Литвой и Турцией. Другие два судна - «Вопа Esperanza» и «Вопа Confidentia» - весной 1554 года были найдены промысловиками в одном из становищ Мурман ского берега, близ о. Нокуев, что у мыса Святой Нос. Экипажи, оставшиеся на зимовку, погибли. А Ричард Ченслер, установивший дипломатические и торговые отношения Англии с Москвой, в 1556 г. по заданию «Общества 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz