Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.
Еще немного - и атлантические воды станут предметом дискуссий среди исследователей Баренцева моря, потому что перед учеными возник нет проблема оценки глобального переноса вод из субтропических широт в полярные. Но пока, в далеком от нас XVII веке, Баренцево море стало ин тересовать научных и государственных деятелей только как промежуточ ный этап для преодоления, как казалось тогда, сравнительно легко прохо димых - морским Северо-восточным проходом - ледовых пространств Арктики. После кругосветных путешествий, совершенных открывателями но вых земель, плавания в высокие широты стали очередной научно- исследовательской пищей географов, но особо заманчивыми представля лись путешествия к Северному полюсу. С середины XVI столетия в западноевропейских странах появился интерес к полярным морям в связи с попытками отыскать северный путь в Китай и Индию. Еще в 1525 г. итальянский писатель Павел Иовий (Паоло Джовио из г. Комо), изучавший Московское государство, сообщал о том, что в Китай можно добраться на судах, следуя правым берегом реки Дви ны, стремительное течение которой увлекает воды на север. Однако, как было установлено А.И. Малеиным, издавшим в 1908 году перевод «Книги о Московитских делах» С. Герберпггейна, Иовий никогда в Москве не был и получил сведения о Московии у русского посла Дмитрия Герасимова в Риме. Сам же Герасимов, будучи не только высокообразованным, но и критически мыслящим человеком, относился к рассказам о северо- восточном пути в Китай скептически. Никто, кроме русских людей, не мог знать очертаний берегов Студе ного моря, иностранцам не были знакомы реки, по которым якобы можно было добраться до Китая. Обо всем этом они узнали от русских толмачей - переводчиков, почерпнувших «географических» знаний у поморов. Эти «знания» были восприняты вполне серьезно. В 1550 году австрийский ба рон Сигизмунд Герберштейн, выполнявший в 1516-1517 и 1526-1527 го дах в России дипломатические задания императора Максимилиана, издал книгу «Записки о Московии», к которой приложил карту путей в Китай северо-восточными речными дорогами, «открытыми» для читателей гео графом Джакомо Гастальдо. Воображение властителей, мореходов и него циантов не уступало воображению географа. Особенно после признания осуществимости Северо-восточного пути главным, но сомнительным, с точки зрения подлинности его полярных эпопей, морским авторитетом того времени, английским мореплавателем Себастианом Каботом, сыном знаменитого венецианца Джованни (Джона) Кабота, под английским фла гом, на корабле «Мэтью» вторично, после древних норвежцев, открывшего Северную Америку в 1497 г. в районе Ньюфаундленда и Лабрадора. На картах Антония Вида (1538), Меркатора (1554), Герберштей- на (1556) и Дженкинсона (1568) река Обь показана на крайнем востоке 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz