Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

Еще немного - и атлантические воды станут предметом дискуссий среди исследователей Баренцева моря, потому что перед учеными возник­ нет проблема оценки глобального переноса вод из субтропических широт в полярные. Но пока, в далеком от нас XVII веке, Баренцево море стало ин­ тересовать научных и государственных деятелей только как промежуточ­ ный этап для преодоления, как казалось тогда, сравнительно легко прохо­ димых - морским Северо-восточным проходом - ледовых пространств Арктики. После кругосветных путешествий, совершенных открывателями но­ вых земель, плавания в высокие широты стали очередной научно- исследовательской пищей географов, но особо заманчивыми представля­ лись путешествия к Северному полюсу. С середины XVI столетия в западноевропейских странах появился интерес к полярным морям в связи с попытками отыскать северный путь в Китай и Индию. Еще в 1525 г. итальянский писатель Павел Иовий (Паоло Джовио из г. Комо), изучавший Московское государство, сообщал о том, что в Китай можно добраться на судах, следуя правым берегом реки Дви­ ны, стремительное течение которой увлекает воды на север. Однако, как было установлено А.И. Малеиным, издавшим в 1908 году перевод «Книги о Московитских делах» С. Герберпггейна, Иовий никогда в Москве не был и получил сведения о Московии у русского посла Дмитрия Герасимова в Риме. Сам же Герасимов, будучи не только высокообразованным, но и критически мыслящим человеком, относился к рассказам о северо- восточном пути в Китай скептически. Никто, кроме русских людей, не мог знать очертаний берегов Студе­ ного моря, иностранцам не были знакомы реки, по которым якобы можно было добраться до Китая. Обо всем этом они узнали от русских толмачей - переводчиков, почерпнувших «географических» знаний у поморов. Эти «знания» были восприняты вполне серьезно. В 1550 году австрийский ба­ рон Сигизмунд Герберштейн, выполнявший в 1516-1517 и 1526-1527 го­ дах в России дипломатические задания императора Максимилиана, издал книгу «Записки о Московии», к которой приложил карту путей в Китай северо-восточными речными дорогами, «открытыми» для читателей гео­ графом Джакомо Гастальдо. Воображение властителей, мореходов и него­ циантов не уступало воображению географа. Особенно после признания осуществимости Северо-восточного пути главным, но сомнительным, с точки зрения подлинности его полярных эпопей, морским авторитетом того времени, английским мореплавателем Себастианом Каботом, сыном знаменитого венецианца Джованни (Джона) Кабота, под английским фла­ гом, на корабле «Мэтью» вторично, после древних норвежцев, открывшего Северную Америку в 1497 г. в районе Ньюфаундленда и Лабрадора. На картах Антония Вида (1538), Меркатора (1554), Герберштей- на (1556) и Дженкинсона (1568) река Обь показана на крайнем востоке 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz