Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

изготовления корпуса кораблей, а значительная удаленность от склонных к завоеваниям иностранных государств служила надежным гарантом защиты от военных посягательств. Консолидирующее значение Архангельска за­ ключалось в том, что крупномасштабные торговые и транспортные про­ блемы в этот период истории решались главным образом водными путями, поэтому удобные для стоянки судов гавани, снабженные судостроитель­ ными верфями и судоремонтными мастерскими, как воздух были необхо­ димы военной промышленности и торговле. Исходя из этого, в конце XVII в. высочайшей волей Петра Первого в Архангельске было заложено строительство коммерческих и военных кораблей, отличающихся от по­ морских плоскодонных судов более высокой остойчивостью и пригодно­ стью для плавания по открытому морю в штормовую погоду. По уровню промышленного развития Россия отставала от европей­ ских государств, будучи гораздо богаче сырьем, и имела ограниченные возможности для морской торговли - единственному способу для ино­ странцев попользоваться богатствами русских земель. Не зря иноземцы называли Архангельск главными морскими воротами Российского госу­ дарства. На протяжении почти всего XVII века наблюдалось оживленней­ шее торговое движение, которое вначале было сосредоточено' московским правительством в Холмогорах. Обширное российское пространство от Каспия до Урала тоже было втянуто в торговлю через Северную Двину. Речной флот стал кузницей кадров морских профессий для бывших гребцов, бурлаков, носников и кормщиков. Сюда направлялись молодые люди, пресытившиеся рутинной городской жизнью, и непокорные холопы, скрывающиеся от произвола хозяев. Здесь же находились места ссылки опальных знатных людей и монастырские тюрьмы. Север стал убежищем для старообрядцев - против­ ников реформ Никона, и для скоморохов, дерзко потешавшихся над власть имущими. XVII век стал началом правления династии Романовых, первый из которых - Михаил Феодорович (1613-1645) - заступил на царствование в пятнадцатилетием возрасте, а следующий - Алексей Михайлович «ти­ шайший» (1645-1676) - получил престол в 16 лет. Вторая половина XVII века началась с установления финансовых реформ, никонианских нововведений и лихих разбоев Стеньки Разина. Тогда же был создан фундамент для великих преобразований Петра, нема­ ловажная роль в которых была отведена флоту, родившемуся на Солом- бальских верфях в 1693 году, в двух шагах от выхода в Баренцево море. В дальнейшем, русские судостроители обрели мировую славу: даже амери­ канцы во время войны за независимость изъявляли желание строить ко­ рабли в Архангельске. В 1694 году Петр I совершил плавание из устья Северной Двины в отряде из трех кораблей, два из которых были построены архангельскими 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz