Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.
изготовления корпуса кораблей, а значительная удаленность от склонных к завоеваниям иностранных государств служила надежным гарантом защиты от военных посягательств. Консолидирующее значение Архангельска за ключалось в том, что крупномасштабные торговые и транспортные про блемы в этот период истории решались главным образом водными путями, поэтому удобные для стоянки судов гавани, снабженные судостроитель ными верфями и судоремонтными мастерскими, как воздух были необхо димы военной промышленности и торговле. Исходя из этого, в конце XVII в. высочайшей волей Петра Первого в Архангельске было заложено строительство коммерческих и военных кораблей, отличающихся от по морских плоскодонных судов более высокой остойчивостью и пригодно стью для плавания по открытому морю в штормовую погоду. По уровню промышленного развития Россия отставала от европей ских государств, будучи гораздо богаче сырьем, и имела ограниченные возможности для морской торговли - единственному способу для ино странцев попользоваться богатствами русских земель. Не зря иноземцы называли Архангельск главными морскими воротами Российского госу дарства. На протяжении почти всего XVII века наблюдалось оживленней шее торговое движение, которое вначале было сосредоточено' московским правительством в Холмогорах. Обширное российское пространство от Каспия до Урала тоже было втянуто в торговлю через Северную Двину. Речной флот стал кузницей кадров морских профессий для бывших гребцов, бурлаков, носников и кормщиков. Сюда направлялись молодые люди, пресытившиеся рутинной городской жизнью, и непокорные холопы, скрывающиеся от произвола хозяев. Здесь же находились места ссылки опальных знатных людей и монастырские тюрьмы. Север стал убежищем для старообрядцев - против ников реформ Никона, и для скоморохов, дерзко потешавшихся над власть имущими. XVII век стал началом правления династии Романовых, первый из которых - Михаил Феодорович (1613-1645) - заступил на царствование в пятнадцатилетием возрасте, а следующий - Алексей Михайлович «ти шайший» (1645-1676) - получил престол в 16 лет. Вторая половина XVII века началась с установления финансовых реформ, никонианских нововведений и лихих разбоев Стеньки Разина. Тогда же был создан фундамент для великих преобразований Петра, нема ловажная роль в которых была отведена флоту, родившемуся на Солом- бальских верфях в 1693 году, в двух шагах от выхода в Баренцево море. В дальнейшем, русские судостроители обрели мировую славу: даже амери канцы во время войны за независимость изъявляли желание строить ко рабли в Архангельске. В 1694 году Петр I совершил плавание из устья Северной Двины в отряде из трех кораблей, два из которых были построены архангельскими 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz