Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.
их тисках ледяными полями... Как Иванушка-дурачок в русских сказках, ледокол только притворяется неуклюжим, а если вы вытащите его из воды, если вы посмотрите на него в доке - вы увидите, что очертания его силь ного тела круглее, женственнее, чем у многих других кораблей. В попе речном разрезе ледокол похож на яйцо - и раздавить его так же невозмож но, как яйцо рукой. Он переносит такие удары, он целым и только чуть помятым выходит из таких переделок, какие пустили бы ко дну всякий другой, более красиво одетый, более европейский корабль» [27, с. 10]. Сказано немало слов о сообразительности и изобретательности по моров, но, в то же время, зачастую отмечается не только их консерватизм в судостроении, но и низкий уровень морской культуры. Наш знаменитый адмирал-океанолог Н.Н. Зубов, возражая таким представлениям, приводит веские доводы в пользу высокой технической оснащенности поморских судов и совершенства способов навигации северных мореходов. «Несправедливо мнение, - пишет Н.Н. Зубов, - что практиковавшее ся у поморов скрепление бортовых досок вицей, т.е. сшивание их гибкими прутьями можжевельника или ели, а не гвоздями и болтами, свидетельст вовало о низкой кораблестроительной технике поморов. Дело обстояло иначе. Железные гвозди и болты ржавели, при постоянных толчках судов о льды они расшатывались, и на судах появлялась течь. Корпуса сшитых судов были более упругими. Кроме того, вица в воде разбухала и плотно закупоривала отверстия. Поэтому, хотя «шитики» строить гораздо труднее, чем «гвоздянки» (суда, скрепленные гвоздями), они были надежнее, по этому шитики строились даже в XIX веке. Такая же техника судостроения существовала у южных средневековых мореплавателей - например, ара бов, хорошо знакомых с употреблением железа. Некоторые считали признаком отсталости поморов в парусном деле также и то, что они не пользовались сложным парусным вооружением, в частности уже появившимися в то время на западе риф-сезнями, позво ляющими, собирая паруса в складки, уменьшать их площадь в штормовую погоду. Дело в том, что поморам во время плаваний приходилось часто испытывать обледенение парусов. Естественно, что при таких условиях парусное вооружение поморских судов должно было быть по возможности простым. Брать рифы с помощью риф-сезней тогда, когда парус обледенел, совершенно невозможно. Поэтому у поморов основными, в сущности, были штормовые паруса. При маловетрии поморы увеличивали парусность своих судов, прикрепляя к основным парусам особые парусные полки» [15, с. 15-16]. Эти прекрасные суда, служащие в 1,5-2 раза дольше, чем корабли, сошедшие со стапелей лучших европейских верфей [30], были изготовле ны беломорскими мастерами. Берега Северной Двины считались наиболее удобным местом для судостроения: здесь в изобилии произрастали кора бельные сосны, не было недостатка в других материалах, необходимых для 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz