Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.
льдах, зато имеющих более подходящие к условиям открытого океана мо реходные качества. Известно, что еще в XII в. на базе новгородской лодьи был построен поморский вариант этого судна, имеющий более высокую остойчивость засчет увеличения ширины до восьми метров и приспособленный для дли- .тельного плавания в суровых северных условиях - в носовом отсеке име лась кирпичная печь. Промышлявшие морского зверя охотники, уверенно доходили на таких судах до кромки плавучих льдов, которая всегда слу жила им надежным ориентиром дальнейшего маршрута. Следуя за отсту пающими на север и восток ледяными полями, поморы обнаружили леж бища моржей на острове Колгуеве, открыли Новую Землю, продвигаясь еще дальше, достигли островов Медвежьего и Надежды, подошли к вос точным берегам Шпицбергена. Приобретая опыт арктического мореплава ния и внося изменения в проектировку последующих вариантов морских судов ледового класса, поморы забирались в самые отдаленные и непри ступные для западноевроейских кораблей районы Баренцева моря. Новым словом арктического мореплавания стал поморский коч (на других диалектах - коча, кочмора, кочмара) - одна из вершин корабле строения. Его появление датируется XIII веком. Свое название он получил от дополнительной противоледовой обшивки («льдяной шубы» - ледового пояса вдоль ватерлинии), выполненной из прочных пород дерева - дуба или лиственницы - и называемой на архангельском диалекте «коцем». Обладая яйцевидной формой корпуса, чтобы судно не было затерто льдами и выжималось вверх боковым напором сплачивающихся льдин, поморский коч мог дрейфовать до тех пор, пока не будет вынесен на открытую воду. Кроме того, коч можно было перетаскивать волоком по льду, наматывая на шпиль (специальный ворот) канат, зацепленный за прочный ледовый уступ или закрепленный якорем в вырубленной лунке. Подобным же образом, волоком, по подкладываемым поочередно под днище лодьи сосновым бревнам, преодолевались осушные участки пути. Конструкция коча имела ряд новинок, используемых впоследствии зарубежными мастерами, в ча стности, при постройке ледоколов. Бывший инженер-кораблестроитель, блистательный русский прозаик Евгений Замятин, командированный в 1916 году на английские верфи в Нью-Кастле для участия в постройке ледоколов для России, дал следую щее метафорическое определение русского характера, корни которого уходят в то далекое время XIII века, когда объединились два необходимых качества поморского коча - прочность и маневренность. «Русскому чело веку нужны были, должно быть, особенно крепкие ребра и особенно тол стая кожа, чтобы не быть раздавленным тяжестью того небывалого груза, который история бросила на его плечи. И особенно крепкие ребра - «шпангоуты», особенно толстая стальная кожа, двойные борта, двойное дно - нужны ледоколу, чтобы не быть раздавленным сжавшими его в сво 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz