Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

Поморы пользовались картами, лишенными при­ вычных нам градусных обозначений и масштабных шкал. Эти карты называ­ лись «чертежами». Лоции составлялись на глаз, на береговом контуре обычно обозначались мысы, остро­ ва, кресты, реже - подвод­ ные мели (длинные каме­ нистые луды, обсыхающие корги и лещади, коварные «кошки», низменные, пере­ ходящие в отмель косы и стрелки и др.), опасные течения и сведения о льдах. Несмотря на отсутствие масштабных мер на первых географических схемах, северные мореходы хорошо представляли себе расстояния между исход­ ными и конечными пунктами своих путешествий, измеряя их количеством суток перехода. Все навигационные приметы и меры надо было держать в голове, на что способен далеко не каждый, поэтому кормщики ценились на вес золота. Их потомки и в нашем XX веке не раз удивляли приезжих уче­ ных своими познаниями мореходного дела, хладнокровием и неутомимо­ стью. Кормщики, конечно, не представляли себе динамику ледового по­ крова, схему течений, ветровой режим и другие гидрометеорологические детали, необходимые для современных плаваний. Тем не менее, они умуд­ рялись без всяких сложных приборов точно выходить к южной оконечно­ сти Шпицбергена. Трудно себе представить, чтобы в голове средневеково­ го судоводителя отсутствовала точная схема-модель проводки судна, основанная, скажем, на тщательно разработанных классификациях форм морского льда (которая, кстати, положена в основу современной класси­ фикации), преобладающих ветров, направлений дрейфа, опасных природ­ ных явлений и, по-видимому, сочетаний многих других факторов, отра­ жающих межсезонную изменчивость ветров, течений и морского льда. Значит, точность его практических решений являлась следствием не толь­ ко наличия исчерпывающих деталей модели хода к берегам Шпицбергена, но и правильного, можно сказать, математического мышления. Действую­ щая модель, построенная при полном незнании географии, физики и мате­ матики, подтверждает высокий интеллектуальный уровень судоводителя. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz