Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.
Поморы пользовались картами, лишенными при вычных нам градусных обозначений и масштабных шкал. Эти карты называ лись «чертежами». Лоции составлялись на глаз, на береговом контуре обычно обозначались мысы, остро ва, кресты, реже - подвод ные мели (длинные каме нистые луды, обсыхающие корги и лещади, коварные «кошки», низменные, пере ходящие в отмель косы и стрелки и др.), опасные течения и сведения о льдах. Несмотря на отсутствие масштабных мер на первых географических схемах, северные мореходы хорошо представляли себе расстояния между исход ными и конечными пунктами своих путешествий, измеряя их количеством суток перехода. Все навигационные приметы и меры надо было держать в голове, на что способен далеко не каждый, поэтому кормщики ценились на вес золота. Их потомки и в нашем XX веке не раз удивляли приезжих уче ных своими познаниями мореходного дела, хладнокровием и неутомимо стью. Кормщики, конечно, не представляли себе динамику ледового по крова, схему течений, ветровой режим и другие гидрометеорологические детали, необходимые для современных плаваний. Тем не менее, они умуд рялись без всяких сложных приборов точно выходить к южной оконечно сти Шпицбергена. Трудно себе представить, чтобы в голове средневеково го судоводителя отсутствовала точная схема-модель проводки судна, основанная, скажем, на тщательно разработанных классификациях форм морского льда (которая, кстати, положена в основу современной класси фикации), преобладающих ветров, направлений дрейфа, опасных природ ных явлений и, по-видимому, сочетаний многих других факторов, отра жающих межсезонную изменчивость ветров, течений и морского льда. Значит, точность его практических решений являлась следствием не толь ко наличия исчерпывающих деталей модели хода к берегам Шпицбергена, но и правильного, можно сказать, математического мышления. Действую щая модель, построенная при полном незнании географии, физики и мате матики, подтверждает высокий интеллектуальный уровень судоводителя. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz