Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.
сказочник Андерсен. Даже самый решительный его соотечественник - штурман китобойного флота - не торопился прокладывать курс между показавшимися в утренней дымке розовыми силуэтами первых вестниц ледовой хозяйки. Очутиться в их компании - значит подвергнуть корабль смертельному риску быть закруженным невесть откуда прилетевшей вью гой, затертым вздыбленными на борт льдинами, злобно кромсающими обшивку, а обреченный экипаж - неминуемой гибели среди заснеженных обломков. Опасность морской Арктики, приносящая смерть кораблям, постро енным на судостроительных верфях Западной Европы, были успешно пре одолены русскими поморами на судах, сошедших со стапелей Северной Двины. Поморы не боялись ходить в ледовые воды Баренцева моря, пото му что их плоскодонные суда, в отличие от европейских килевых, были приспособлены к плаванию во льдах. Этим их замечательным преимуще ством пользовались российские кормщики, проводившие свои лодьи че рез Баренцево и Норвежское моря из Белого в Балтийское путем, освоен ным еще в XII веке. Один из выдающихся отечественных мореходов XV в. Иван Новго родец (Иван Илегович Амосов), не единожды ходивший Северо-западным морским путем (весной - туда, а осенью - обратно), так описывает свое весеннее путешествие через западные границы Баренцева моря и маневр при встрече с норвежцами на обратном пути: «И обойдохом Нурман межю льды. Да и обрат правихом дождався осени. В море бе тьросовато не в обычай. И далече идучи, их дыми видехом, а в нощи огня; поход наш све дав и своим си вести подают. Атеснитись в наш, в лодейный след их ко- раблецем не можно. Борзы на живой воде, ледовита же пути не любят» [25, с. 11]. В ХІ-ХІІ веках шло завоевание ареалов различными этническими образованиями Западной Европы, которая дала начало эпохе крестовых походов. Но северо-западные границы Руси, и тем более берега Баренцева моря, оставались на замке. Все заполярные земли от Белого до Норвежско го морей тогда получили название Лапландия, то есть страна (ланд) за пределами (лопью) земли, а коренное население ее стали называть лопаря ми. В ХІІ-ХШ вв. новгородцы, высадившиеся на Терском береге, привезли с собой изделия из металла, которые выгодно обменивали на саамскую пушнину. На основе купеческих торгов возникли в XV в. первые русские поселения Кольского п-ова - Умба и Варзуга. «К середине XVI в. на полу острове было три крупных населенных пункта: Варзуга (124 двора), Кола (71 двор) и Умба (42 двора)» (Киселев А.А., Шевченко А.В. Мурманская область: география и история освоения. - Мурманск: МИПКРО, 1996. - С. 129). В то время, когда побережье Баренцева моря заселялось русскими людьми, северные воды и берега Кольского полуострова представлялись 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz