Адров, Н. М. Очерки истории изучения и освоения Баренцева моря. В 3 ч. Ч. 1. (XI-XVIII вв.). / Н. М. Адров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 76 с. : ил.

Х ІХѴ І І в в . Заселение северных окраин Руси. Колыбелью освоения Баренцева моря Россией служило далекое от великокняжеских владений, хмурое и седое Беломорье - северный таежный край, изборожденный синими мно­ говодными реками и густой сетью ручейков и речушек. Нежно-зеленые холмы Северной Двины в нижнем ее течении навсегда стали обетованной землей русских первопроходцев. Отсюда в тридцатых годах XI века отпра­ вилась экспедиция Улеба, новгородского посадника на Северной Двине, к проливам между южной оконечностью Новой Земли и материком Евразии. Один из проливов назывался Железными Воротами, про которые некогда писано было: «Неизвестное перед сим сие имя в географии северных наших стран производит ныне новый вопрос, в рассуждении сказуемого в Новогородском летописце похода новгородцев за Железные Ворота, бывшего в лето 1032; к сим ли или к Вайгачским Воротам надлежит приписывать реченный поход новгородцев?» [17, с. 41]. Современные историки считают, что дружина Улеба прошла именно между Новой Землей и о. Вайгач, то есть через пролив Карские Ворота, называемого тогда Железными Воротами, а не через Югорский Шар (Вай- гачские Ворота) - пролив между о. Вайгач и континентом. Лодьи русских первопроходцев имели довольно внушительные размеры (до 30 м в длину, 4,5 м - в ширину) и водоизмещение до 200 тонн. Они были оснащены тремя мачтами и имели три отсека - “чердака”: носо­ вой для экипажа, кормовой - для кормщика и средний, где располагался трюм [30]. Изготовление судов русскими мастерами имеет глубокие корни и связано с особенностями природных условий обитания наших предков. Еще в Ѵ-ѴІІІ вв. славяне и русы получили мировую известность как народы, в жизни которых одно из первых мест занимало освоение водных путей сообщения. Русы, в отличие от славян, обитали в более суровых северных краях и были поставлены в очень жесткие условия выживания, требующие особого мастерства изготовления речных судов и большого опыта навигации на необъятных просторах озер и полноводных равнинных рек. В начале X века персидский ученый Абу Али ибн Русте писал о сла­ вянах и русах: «Путь в их страну идет по степям, по землям' бездорожным, через ручьи и дремучие леса. Страна славян ровная и лесистая; в лесах они и живут. Русы же живут на острове среди озер. Остров этот занимает про­ странство трех дней пути. Покрыт он лесами и болотами... Пашен у них нет, и питаются они тем, что привозят из земли славян. Единственный промысел их - торговля мехами. Городов у них много и живут на просто­ ре. Они люди рослые, видные и смелые, но смелость эту они проявляют не на коне - все свои набеги и походы они совершают на кораблях» [I.e . 5]. ю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz