Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

78 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет ратор собрал в Преображенском “думу”, которая приняла постанов­ ление об участии жителей московского государства в создании русского флота. Предполагалось выстроить пятьдесят два судна, выписать из-за границы пятьдесят мастеров шведов, голландцев и датчан и тринадцать кораблестроителей из Венеции. Но оказалось, что иметь собственных мастеров выгоднее, и царь отправил пятьдесят стольников для обучения мастерству кораблестроения в Голландию, Италию и Англию. Очевидно, что Петра гораздо менее чем его отца и деда занимали арктические мореплавания северных подданных своей державы, потому что император видел иную, более актуальную, чем добыча трески, “рыбьего зуба” и ворвани, государственную и, конечно, личную цель - создание непобедимых военно-морских сил своей державы. О том, что беломорские кормщики одержали победу над ледовыми простран­ ствами океана, а искусством проводки судов могли превосходить своих западных коллег, так почитаемых новой российской властью, вряд ли задумывался молодой царь. Самые первые сведения о “корабельных вожах” (лоцманах) на Архангельском посаде датируются 1622-1624 гг. (писцовые книги Мирона Вельяминова). Из архангельских летописей известно о конкуренции двух артелей вожев в 1671-1674 гг.: архангельского Проньки Игумнова “с товарищи” и холмогорского Ермолки Ракитина тоже “с товарищи”. А к 1690 г. первенство прочно захватывают архан­ гельские корабельные вожи Ивашка Олтуфьев да Коземка Котцов с товарищи [Овсянников, 1992]. В конце XVII века благодаря морякам Север стал самой близкой к европейской культуре частью России. “Морские ворота” Архангельска - Соломбала стали первым рос­ сийским опытом создания международного морского порта с собствен­ ной судостроительной верфью по типу голландского города Амстер­ дама - морской столицы Европы того времени, одержавшей верх в соперничестве с Антверпеном. Помимо северных промысловых и гидрографических экспедиций, в устье Северной Двины начинали свои плавания героические фло ­ товодцы М. П. Лазарев, В. И. Истомин, П. С. Нахимов, В. А. Кор­ нилов, отдав швартовы только что построенных и принятых под свое начало боевых кораблей у Соломбальских причалов. Военные приго­ товления Петра распространились и на более северные морские рубежи великой Российской державы - в Кольский острог было отправлено пятьдесят пять артиллерийских орудий и сформирован гарнизон из пятисот стрельцов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz