Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 1 (ХІ-ХѴІІ вв.) 75 лодки использовалась кокора, вытесанная из нижней части ствола и изогнутого корневища сосны или ели, на него крепились набои (доски обшивки), а потом изнутри вставлялись тугуны или упруги (шпангоуты, изготовленные из комлевой части деревьев). Преемственность древнего новгородского судостроения, а по данным исследований парусного флота Архангельского, Кемского, Кольского, Мезенского и Онежского уездов в конце прошлого века на Севере насчитывалось сорок пять мест постройки судов [Слезскинский, 1896, с. 11], в некоторых северных поселениях сохранилась до нашего времени. И конечно традиции малого судостроения приветствуются экологами, потому что деревян­ ный флот намного меньше вредит окружающей среде, чем железный. Достоинству деревянных судов прибавляет вес ностальгическое выражение моряков старой закалки: “Когда флот был деревянный, люди были железны, а нынче - наоборот.” К / , / т р х с г и г е л ь а с — fioccuu&coe “otcfto &Sfykotty " онсолидирующее международное и внутриполитическое значение Архангельска заключалось в том, что крупномасштабные торговые и транспортные проблемы в этот период истории решались главным образом водными путями, поэтому удобные для стоянки судов гавани, снабженные судостроительными верфями и судоремонтными мастерскими, как воздух были необходимы не только военно-морской промышленности, но и торговле. Исходя из этого, в конце XVII в. высочайшей волей Петра Первого в Архангельске было заложено строительство коммерческих и военных кораблей, отличающихся от поморских плоскодонных судов более высокой остойчивостью и пригодностью для плавания по открытому морю в штормовую погоду. Если вернуться в допетровские времена, то по уровню про­ мышленного развития Россия стала отставать от европейских государств еще в период Великой Смуты (от окончания царствования Бориса Годунова до начала династии Романовых). Будучи гораздо богаче сырьем, она всегда имела ограниченные возможности для международной морской торговли - единственному способу для иностранцев попользоваться богатствами русских земель. Не зря иноземцы называли Архангельск главными морскими воротами Рос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz