Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
74 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет Для прибрежного промысла (на расстоянии до 10-20 верст от берега в “голомях”, откуда начиналось открытое море) поморы использовали два типа судов: рассчитанную на 4 человека (кормщик, тягельщик, веселыцик и наживочник) шняку - исконно русскую “посудину”, выгнутый, расписанный нос которой напоминает профиль старинных ковшей, оснащенную прямым парусом и огромными веслами, и иолу (ёлу) норвежской конструкции, нос и корма которой прямые и вытя нутые вверх, борта выгнуты почти до самой воды, парусное вооружение более совершенное - косое (наиболее консервативные старые поморы не признавали его и считали вредным). Иола легка на ходу, но в то же время легко заливается водой и опрокидывается, шняка тяжела, но устойчива, а потому была предпочтительней для старослужащих архангельских промышленников. В конце позапрошлого века даны следующие описания промысло вых судов. “Шняка представляет собой беспалубное судно из толстых досок, шитых бечевкою (стоянкой), со снимающейся мачтой и прямым рейковым парусом. Строятся шняки в Поморье. Шняка очень тяжела на веслах и едва может лавировать против ветра. Она, смотря по величине, поднимает 200-300 пудов груза и обслуживается 3-4 человеками. Благодаря прочности (служит до 18 лет), позволяющей ей выносить удары о камни, что часто неизбежно при осушке, а также низкому бор ту, облегчающему тягу яруса, шняка является излюбленным судном наших поморов. На шняке поморы выезжают за 25-60 верст от берега.” / Белкин и др., 1996, с. 8]. “Ёла строится из тонких пиленых досок на железных заклепках и бывает трех размеров, в зависимости от этого поднимает 60-450 пудов груза, она обслуживается 3-4 человеками. Малые ёлы не имеют каютки и снабжены одним четырехугольным (формы трапеции) парусом, средние же ёлы (отрины) и большие ёлы (фембурины) имеют нередко по две мачты и косое вооружение и каюты с чугункой. Ёла отличается хорошими морскими качествами, но она мало прочна вследствие легкой постройки” [там же, с. 8-9[. Для прибрежного лова использовались так же листер-боты (по имени Норвежского мыса Листер) длиной 10-15 м, шириной 3,5-4,5 м и карбасы, которые были несколько меньше листер- ботов (длиной до 12 и шириной - 2-3 м) и к днищу которых по обе сто роны киля крепились два деревянных полоза для передвижения по льду. По данным изучавших дальние берега Северного Ледовитого океана путешественников, каждый из архангельских поморов мог своими руками построить подобные малые промысловые суда. Для основания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz