Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава I (XI-XVII вв.) 73 “Несправедливо мнение , - пишет Н. Н. Зубов, - что практиковавше­ еся у поморов скрепление бортовых досок вицей, т. е. сшивание их гибкими прутьями можжевельника или ели, а не гвоздями и болтами, свидете­ льствовало о низкой кораблестрои­ тельной технике поморов. Д ело обстояло иначе. Железные гвозди и болты ржавели, при постоянных толчках судов о льды они расшатывались и на судах появлялась течь. Корпуса сшитых судов были более упругими. Кроме того, вица в воде разбухала и плотно закупоривала отверстия. Поэтому, хотя “шитики” строить гораздо труднее, чем “гвоздянки” (суда, скреплен­ ные гвоздями), они были надежнее, поэтому шитики строились даже в XIX веке. Такая же техника судостроения существовала у южных средневековых мореплавателей - например, арабов, хорошо знакомых с употреблением железа. Некоторые считали признаком отсталости поморов в парусном деле также и то, что они не пользовались сложным парусным вооружением, в частности уже появившимися в то время на западе риф-сезнями, позволяющими, собирая паруса в складки, уменьшать их площадь в штормовую погоду. Дело в том, что поморам во время плаваний приходилось часто испытывать обледенение парусов. Естественно, что при таких условиях парусное вооружение поморских судов должно было быть по возможности простым. Брать рифы с помощью риф-сезней тогда, когда парус обледенел, совершенно невозможно. Поэтому у поморов основными в сущности были штормовые паруса. При маловетрии поморы увеличивали парусность своих судов, прикрепляя к основным парусам особые парусные полки” [Зубов, 1954, с. 15-16]. Эти прекрасные суда, служащие в 1,5-2 раза дольше, чем корабли, сошедшие со стапелей лучших европейских верфей [Шитарев, 1990], были изготовлены беломорскими мастерами. Берега Северной Двины считались наиболее удобным местом для судостроения: здесь в изоби­ лии произрастали корабельные сосны, не было недостатка в других материалах, необходимых для изготовления корпуса кораблей, а значи­ тельная удаленность от склонных к завоеваниям иностранных госу­ дарств служила надежным гарантом защиты от военных посягательств.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz