Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
72 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет Бывший инженер-кораблестро итель, блистательный русский про заик Евгений Замятин, команди рованный в 1916 году на английские верфи в Нью-Кастле для участия в постройке ледоколов для России, дал следующее метафорическое определение русского характера, корни которого уходят в то далекое время XIII века, когда объеди нились два необходимых качества поморского коча - прочность и маневренность. “Русскому человеку нужны были, должно быть, особенно крепкие ребра и особенно толстая кожа, чтобы не быть раздавленным тяжестью того небывалого груза, который история бросила на его плечи. И особенно крепкие ребра - “шпангоуты”, особенно толстая стальная кожа, двойные борта, двойное дно - нужны ледоколу, чтобы не быть раздав ленным сжавшими его в своих тисках ледяными полями... Как Ива- нушка-дурачок в русских сказках, ледокол і.юлько притворяется неуклюжим, а если вы вытащите его из воды, если вы посмотрите на него в доке - вы увидите, что очертания его сильного тела круглее, женственнее, чем у многих других кораблей. В поперечном разрезе ледокол похож на яйцо - и раздавить его так же невозможно, как яйцо рукой. Он переносит такие удары, он целым и только чуть помятым выходит из таких переделок, какие пустили бы ко дну всякий другой, более красиво одетый, более евро пейский корабль.”[Сарнов, 1989, с. 10]. Сказано немало слов о сообразительности и изобретательности поморов, но, в то же время, зача стую отмечается их консерватизм в судостроении и сравнительно низкий уровень морской культуры. Наш знаменитый океанолог адмирал Н. Н. Зубов, возражая таким представлениям, приводит веские доводы в пользу высокой технической оснащенности поморских судов и совершенства способов навигации северных мореходов. Образец военного килевого корабля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz