Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 1 (ХІ-ХѴІІ вв.) 71 f . 7 . *7Z<M to fictcue с у л а ..Ж^ ..Ж - звестно, что еще в XII в. на базе новгородской лодьи был построен поморский вариант этого судна, имеющий более высокую остойчивость за счет увеличения ширины до восьми метров и приспособленный для длительного плавания в суровых северных условиях - в носовом отсеке имелась кирпичная печь. Промышлявшие морского зверя охотники уверенно доходили на таких судах до кромки плавучих льдов, которая всегда служила им надежным ориентиром дальнейшего маршрута. Следуя за отступающими на север и восток ледяными полями, поморы обнаружили лежбища моржей на острове Колгуеве, открыли Новую Землю, продвигаясь еще дальше, достигли островов Медвежьего и Надежды, подошли к восточным берегам Шпицбергена. Приобретая опыт арктического мореплавания и внося изменения в проектировку последующих вариантов морских судов ледо­ вого класса, поморы забирались в самые отдаленные и неприступные для западноевропейских кораблей районы Баренцева моря. Новым словом арктического мореплавания стал поморский коч (на других диалектах - коча, кочмора, кочмара) - одна из вершин кораблестроения. Его появление датируется XIII веком, а название он получил от дополнительной противоледовой обшивки (“льдяной шубы” - ледового пояса вдоль ватерлинии), выполненной из прочных пород дерева - дуба или лиственницы и называемой на архангельском диалекте “коцем” (употребление “ц” вместо “ч” досталось в наследство терским и архангельским поморам от их новгородских предков). Обладая яйцевидной формой корпуса, чтобы судно не было затерто льдами и выжималось вверх боковым напором сплачивающихся льдин, поморский коч мог дрейфовать до тех пор, пока не будет вынесен на открытую воду. Кроме того, коч можно было перетаскивать волоком по льду, наматывая на шпиль (специальный ворот) канат, зацепленный за прочный ледовый уступ или закрепленный якорем в вырубленной лунке. Подобным же образом, волоком, по подкладываемым пооче­ редно под днище лодьи сосновым бревнам, преодолевались осушные участки пути. Конструкция коча имела ряд новинок, используемых впоследствии зарубежными мастерами, в частности, при постройке ледоколов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz