Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

70 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря па 1000 лет В средней полосе России исторические документы утрачивались не только вследствие стихийных бедствий и враждебных действий захват­ чиков. По словам новгородского хранителя исторических документов А. Н. Свирина, обслуживающий персонал библиотек и архивов зачас­ тую сжигал бумаги, как “ненужную дрянь”, рукописи топили в Вол­ хове, гноили в сырых подвалах. Тем не менее, в следующем, XVIII веке, появились подробные обозрения баренцевоморского побережья, в которых использовались ретроспективные материалы и “чертежи”, скопированные в свое время предусмотрительными зарубежными гостя­ ми. Вполне возможно, а в работе Г. В. Носовского и А. Т, Фоменко [1999] это дается в виде твердого убеждения, основанного на эмпирико­ статистических сопоставлениях, что рукописи уничтожались целена­ правленно, для того, чтобы переписать историю заново без помех со стороны более древнего доромановского “компромата”. Существуют сведения о том, что южные берега Баренцева моря были картированы на основе плаваний поморов еще до начала XVI века. На русских картах, правдами и неправдами заимствованных в 1609 г. голландцем Исааком Массой, был нанесен пролив, разделяющий Новую Землю на две части и названный впоследствии Маточкиным Шаром. До этого времени пролив Маточкин Шар не был знаком западным картографам, а поморам он был известен. На основе русских “чертежей” Г. Герритсом на Западе была издана подробная для того времени карта Кольского полуострова. По словам Ф . П. Литке [1828], россиянам в первой половине XVI века все берега Северного океана были известны - значит, регулярные плавания здесь действительно начались за несколько веков до этого времени. Благодаря исследовательскому таланту кормщиков из Холмогор, Мезени, Кеми, Пинеги, Колы и искусству их земляков - архангельских мастеров-корабелов, пространство от Новой Земли до самого Шпицбергена в период ХІ-ХѴІІ вв. было освоено. Иногда говорят о том, что поморы не обладали подобными западным образцам средствами мореплавания. При этом имеется в виду высокий уровень судостроения в Западной Европе и отсталость России в постройке кораблей в должном, современном духе. Это несправедливое утверждение объясняется разным предназначением промысловых плоскодонных судов ледового класса и килевых кораблей, преиму­ щественно военных и торговых, не приспособленных для плавания во льдах, зато имеющих более подходящие к условиям открытого океана мореходные качества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz