Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
Глава I (XI-XVII вв.) 69 вателя Алая Михалкова дати руются 1574 и 1611 годами. На Терском берегу такие же писцовые книги составлялись еще раньше [Ушаков, 2001]. Распространению грамоты на севере способствовали рас кол Русской Православной церкви в 1654 г. и активная Торговые корабли у побережья Мурмана (с голландской гравюры конца XVI века). деятельность старообрядчества, центрами которого были Холмогоры, Кола, Архангельск, Олонец, Пустозерск, а самым ярким представите лем старообрядцев - неистовый протопоп Аввакум, сожженный на пустозерской площади среди тундровой юдоли за “великие на царский дом хулы”, - первый публицист России, автор гениального “Жития”, созданного в невыносимых условиях промерзлой темницы в местах, не столь отдаленных от современного Нарьян-Мара... В XVII и XVIII вв. Русский Север имел самый высокий не только в России, но и во всей Европе уровень грамотности среди сельских жителей [Давыдов, 2000], а крестьянство тогда было основной катего рией русского населения. Созданные до начала XVII века рукописные книги не дошли до нас полностью (а подлинник “Жития протопопа Аввакума” не найден до сих пор), и основное представление об истори ческих периодах развития края почерпнуто из документов, составлен ных позже царскими писцами и дьяками, ведущими учет насе ления (кадастровые источни ки, фиксирующие права соб ственности; документы госу дарственного фиска, вклю чающие платежные, сметные и приходо-расходные книги; ма териалы делопроизводства). Фрагмент карты Г. Герритса (начало XVII века).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz